sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Categories:

Cамые большие парусные суда мира. Баочуань

Оригинал взят у slavikap в Cамые большие парусные суда мира. Баочуань
Оригинал взят у rama909 в Cамые большие парусные суда мира. Баочуань
Оригинал взят у alternathistory в Cамые большие парусные суда мира. Баочуань
Оригинал взят у tolyd в Cамые большие парусные суда мира. Баочуань


Этого гиганта гребного флота и деревянного судостроения удалось превзойти по длине только через 16 столетий, когда в далекой Тянь Ся (Поднебесная) - Китае - были построены джонки адмирала Чжэн Хэ длиной 164 м(?)!

Баочуань( джонка): длина — 134 метра, ширина — 55 метров, водоизмещение — около 30 000 тонн, команда — около 1000 человек
1. Каюта адмирала Чжэн Хэ
2. Корабельный алтарь. Жрецы постоянно жгли на нем благовония — так задабривали богов
3. Трюм. Корабли Чжэн Хэ были полны фарфора, драгоценностей и прочих подарков для иноземных правителей и демонстрации мощи императора
4. Руль корабля равнялся по высоте четырехэтажному дому. Для приведения его в действие использовали сложную систему блоков и рычагов
5. Наблюдательная палуба. Стоя на ней, мореплаватели следили за рисунком созвездий, сверяли курс и замеряли скорость судна
6. Ватерлиния. Водоизмещение баочуаня во много раз больше, чем у современных ему европейских кораблей
7. Сплетенные из бамбуковых матов паруса раскрывались подобно вееру и обеспечивали высокую парусность судна
В 1405 году почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю мира. Им командовал адмирал Чжэн Хэ. Его флот был больше и мощнее, чем все флоты Европы того времени вместе взятые.
Флот великого дипломата и адмирала Чжэн Хэ
Длина больших кораблей баочуаней составляла 134 метра, а ширина — 55. Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам. Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов. Баочуаней в эскадре Чжэн Хэ в разное время было от 40 до 60.Достоверно определить все характеристики судов армады Чжэн Хэ историки и кораблестроители пока не могут.

В "заморских" экспедициях к острову Суматра, к острову Ява, к Мальдивским островам, к Цейлону (о. Шри Ланка), Персидскому заливу и восточному побережью Африки выходило одновременно 40-60 судов длиной не менее 117 метров. Их сопровождали более сотни судов меньшего размера. Эти экспедиции были проведены в период между 1405-1433 годами. Целью морских походов было оживить уже почти заглохшую внешнюю торговлю, как следствие - снизить непосильное налоговое бремя на крестьян, расширить сферу влияния императорского двора. Некоторые историки полагают, что одной из целей экспедиции был также поиск пропавшего в пожаре нанкинского дворца предыдущего императора - Чжу Юньвэня. Он мог скрываться в приграничных землях и претендовать на престол. Флот евнуха Чжэн Хэ и его соратников преследовал также и научные цели, – экспедиция осуществляла картографическую съемку местности и собирала редких и экзотических для китайцев животных.



Прибывая в новое для себя место, китайцы распространяли привычную для себя систему вассальных взаимоотношений. Так как Китай являлся «Срединной Империей», то все окружающие государства априори являлись подчиненными китайскому императору. В отличие от европейских колонизаторов того времени, китайцы не стремились к извлечению выгоды любой ценой. Если правители окрестных стран совершали формальный обряд принятия власти китайского императора и давали дары, то их представителей приглашали во дворец в Китай, где в свою очередь щедро одаривали. С собой китайцы брали большой груз разных товаров, например, ценимого всеми фарфора. На вырученные деньги они покупали провизию и частично окупали затраты на экспедицию.

Так как основной целью морских походов было установление дипломатических и торговых связей, то флот почти не участвовал в боевых действиях, кроме нескольких военных эпизодов и стычек с пиратами. Однако благодаря мужеству и военному таланту руководителей, китайцы во время этих военных столкновений одержали ряд побед. Например, на острове Шри Ланка правитель Алакешвара потребовал от прибывших китайцев дани и послал 50000 воинов, чтобы отрезать от кораблей и уничтожить высадившихся членов экспедиции - их было всего 2000 человек. Но флотоводцы захватили столицу, и, если верить китайским источникам, самого Алакешвару, которого привезли в Нанкин. Затем его отпустили, посетовав на его "невежество". Экспедиции постоянно привозили с собой послов из окрестных стран с интересными подарками. Самым своеобразным подарком был жираф, которого китайцы приняли за мифического единорога – зверя Цилинь.

Но вернемся к судам баочуань. Это были поистине огромные парусные корабли. Существовавшие в тоже время самые большие европейские суда были вдвое-втрое меньшего размера и на порядок меньшего водоизмещения. По своим масштабам эти парусные гиганты сравнимы с самыми большими существовавшими вообще в мире парусными судами, выпущенными в начале двадцатого века. Длина – 117 метров и более, ширина – 48 метров, осадка – примерно 6-7 метров (чтобы пройти по рекам до выхода в океан). Но у судов 20-го века были стальные корпуса и мачты, у них были паровые двигатели. Китайские же суда были изготовлены целиком из дерева и управлялись исключительно за счет человеческой силы. Суда баочуань были плоскодонными, киля не было, но был большой руль и шверты по бокам корпуса, препятствующие дрейфу судна и придающие ему устойчивость. Суда обычно шли вдоль берега по традиционным торговым путям, где дули известные и устойчивые ветра. Скорость, впрочем, была невелика, всего 2-3 узла. Самое большое количество судов баочуань участвовало в шестой экспедиции - их было 100, а людей всего в этом морском походе, проходившем в 1421—1422 годах, было более 30 тысяч. Точно установленной крайней достигнутой точкой всех экспедиций было восточное побережье Африки в районе нынешнего Сомали.

Парусное вооружение этих судов было традиционным для судов азиатско-тихоокеанского региона. Это вооружение типа «джонки» - рейковые паруса, с которыми, несмотря на кажущуюся сложность, могло управляться малое количество матросов. Сейчас такой тип вооружения признан эффективным, парус образует достаточно жесткую конструкцию типа крыло. В нстоящее время парусным вооружением с жесткими поворотными реями оснащаются некоторые гоночные парусные яхты и катамараны.

Что же в результате? Кроме исследования новых земель и установления контактов, экспедиции Минского Китая не имели почти никакого долговременного эффекта ни для империи, ни для самих этих земель. Торговые караваны шли в основном по земле, судоходство было развито все же в небольшом объеме и осуществлялось главным образом на быстрых арабских лодках "доу". Единичные морские походы – а их было проведено всего семь – не смогли исправить существующего положения вещей. Следует заметить, что китайцы были гораздо миролюбивее своих европейских коллег. В Европе с развитием мореплавания началась эпоха колониальных завоеваний и колониальных империй, а Китай после этих экспедиций принял политику изоляции, и суда такого размера больше не строились. Старые суда были разобраны, и дерево с них пущено на корабли меньшего размера. Отчасти это было связано с крайней дороговизной экспедиций. Внимание государства и его властителей переместилось с южных морей на сушу, на север, где безопасности страны угрожали монголы. Туда же, на север, в Пекин, была перенесена и столица государства. Плавание вдоль берегов пришло в упадок - основные грузоперевозки стали осуществляться по "Великому каналу" внутри страны.

Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments