sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Categories:

"46 тюрем и 7 лагерей" Василия Гундяева

Оригинал взят у 3d_shka в "46 тюрем и 7 лагерей" Василия Гундяева
Оригинал взят у tov_mauser2_0 в "46 тюрем и 7 лагерей" Василия Гундяева






“…Патриарх ныне возглавляющий Русскую православную церковь, рассказал о чуде в жизни его семьи: “Мой дед более 20 лет просидел в тюрьмах только за то, что боролся за сохранение православной веры. Когда его забирали – а дело было в 1932 году…”
Это цитата из методички "Основы православной культуры 4-5 классы" (Урок 22 Чудо в жизни христианина)



"Дед прошел 47 тюрем и 7 ссылок. В последние, уже послевоенные годы, не был в заключении, но скрывался от властей, потому что ему запрещено было проживание в целом ряде мест" [Источник]

"Василий Гундяев был знаком со священномучеником Иларионом. Вспоминает Патриарх Кирилл: "Удивительным образом святитель Иларион связан с моей семьей — через моего деда, иерея Василия, также исповедника Божия, который в 22-м году за борьбу с обновленчеством в Нижегородской губернии был сослан и в то же самое время, когда и святитель Иларион, оказался на Соловках. Он лично знал святителя и всех других иерархов, был участником знаменитого Соловецкого собора. Затем так же много страдал, пройдя 46 тюрем и 7 лагерей, и почти 30 лет находился в заключении…"
"Соловецкий собор, о котором упоминает Патриарх, состоялся летом 1927 года, который выработал позицию Церкви по отношению к советской власти." [Источник]

Зачем детям 4-5 классов нужна информация о судимости деда Патриарха? И насколько она достоверна?

Поражает, c какой легкостью, в разных источниках 7 ссылок, вдруг, превращаются в 7 лагерей, да количество тюрем постоянно меняется - то 46, то 47. И срок “отсидки” - то 20, то 30 лет. Такой “биографии” позавидовал бы сам Вася-Бриллиант. А вообще-то, ссылка, тюрьма и лагерь - это абсолютно разные виды наказания. Ну, можно предположить, что путаница возникла по вине нерадивых журналистов, которые не понимают таких нюансов. Но текст школьной методички наверняка согласовывался с Патриархом, ведь речь идет о его родственнике. А в ней “дед более 20 лет просидел в тюрьмах“ и арест в 1932 году.

Ещё эпизоды из биографии Василия Гундяева:

В связи с возникшим обновленчеством в Лукоянове епископ Поликарп благословил создать "Братство св.Софии". Руководителем Братства был поставлен Василий Степанович Гундяев. Председателем Братства — епископ Поликарп. Василий Степанович и его брат Григорий Степанович были активными участниками борьбы с обновленческим расколом.

Вступил в церковную двадцатку* Свято-Тихоновского храма.
Принял активное участие в борьбе против закрытия бывшего монастырского Свято-Тихоновского храма.
[Источник]

_________________________________
*Двадцатка: Каждая группа или общество православного культа, желающие за собой сохранить храмы и культовое имущество, должна состоять не менее, чем из 20 человек. [Источник]
_________________________________

Вполне справедливое условие ставит Советская власть, для желающих зарегистрировать религиозное общество. Даже удивительно, что необходимый минимум настолько низкий. Всего лишь 20 человек и им предоставляют здание и культовое имущество в аренду.

И если законная власть решила закрыть церковь, или иное религиозное здание, значит, на то были веские основания. Это отдельная тема, но важно понимать, что любые действия, осуществлялись на основании закона тех лет. Одной из причин могло быть то, что со стороны верующих не было выполнено элементарное условие – собрать минимальное количество подписей. Община могла нарушить определенные условия договора, местные население могло потребовать передачи здания под иные общественные нужды - всё это было основанием, для расторжения договора аренды здания.

Довольно сомнительный "подвиг" - бороться с законным требованием власти.




Первый, официально подтвержденный арест Гундяева был в ноябре 1928 года.

А в марте 1929 он осужден на 5 лет по статье 58-11: "Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, приравнивается к совершению таковых и преследуется уголовным кодексом по соответствующим статьям"

Следует отметить, что его судили именно по 11 части, а в ней нет никаких упоминаний о религии и вере. Для сравнения, статья 58-10:
"Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении: наказание аналогично статье 58-2"


Вряд ли Василий Гундяев мог участвовать в “Соловецком соборе” 1927 года. Согласно официальному документу 1931 года, причин как минимум две:
1) До 1929 года судимостей не имел. (А в собрании принимали участие 17 заключенных-архиереев.)
2) Он не был священником. Только в 1953 г., на 71-м году жизни, он был рукоположен во диакона к недавно открытому храму во имя арх. Михаила в г. Бирске (Башкирия); спустя год Уфимским и Стерлитамакским еп. Иларионом (Прохоровым) рукоположен во иерея и назначен настоятелем Богородице-Казанской ц. в с. Уса-Степановка (ныне деревня Благовещенского р-на Башкирии). [Источник]

Некоторые сведения о Василии Гундяеве можно найти в архивном следственном деле по обвинению епископа Аркадия (Остальского)(Внутрилагерное дело Д. 58/2280 Соловецкий лагерь, 1931 г) [Источник]

К сожалению, информации о самом Василии в документе не очень много. Но интересен круг его общения в лагере. Раз он проходил по одному уголовному делу с этими людьми, то и разделял их антисоветские убеждения. Обвиняемые по делу проходило 15 человек. А свидетелей было в два раза больше – 39 человек. Вину свою, Василий Гундяев признал.


Фрагменты из заключительного постановления:
________________________________________________________________________________________________________________________________
По следделу №58/2280 по обвинению заключенных Остальского Аркадия Иосифовича и других, в количестве 15 человек в пр.пр. 58/10 УК:

Дело возникло на основании поступившего заявления от зкл п. Савватьево 4-го Отделения ПОГОРЕЛОГО Романа Петровича от 24/II -31г о том, что группа заключенных священников, в лице Ильина В.С., Безсонова К.И., Вознесенского А.В., Побединского Ф.Ф. возглавляемая епископом Остальским А.И. проводят под видом религиозных бесед агитацию, направленную к дискредитации Советской власти. (л.д. 3)

Произведенным расследованием установлено:

Зкл-ный Остальский пользуясь среди заключенных священников званием епископа группировал вокруг себя последних, в лице Савченко М.Д., Вознесенского А.В., Ильина В.С., Травина К.П., Дмитриева Ф.Д. и других и в их среде, под видом религиозных бесед, проводил антисоветскую агитацию.

С этой целью производил сборища заключенных в помещении вольных монахов. Так 21 ноября 1930 года зкл. Остальский собрав группу заключенных священников и рядовых верующих, после совершения с присутствующими религиозных обрядов исповеди и причащения произнес проповедь, в которой указал, что верующая масса и духовенство в данное время подвергается гонениям так же, как христианство подвергалось гонениям в первые века. Аналогичную, по содержанию беседу Остальский провел и в праздник крещения в 1931г. (л.д. 26, 28, 43 49, 64, 70)
Зкл. Остальский с целью создания себе авторитета среди окружающих его заключенных, помимо исполнения религиозных обрядов с антисоветской оценкой, занимался награждением заключенного духовенства и призывами к организации материальной поддержки нуждающихся заключенных верующих деньгами, продуктами и одеждой.
Так Остальский торжественно, в присутствии вышеуказанного духовенства и рядовых верующих, наградил закл-го священника Савченко Михаила палицей, причем во время выдачи награды последнему, произнес следующую речь:
“Приходит конец мира. Настала власть сатаны, духовенству нужно объединяться поддерживать друг друга материально, доля чего произвести сбор денег, продуктов и одежды, привлекая к этому и рядовых верующих“(л.д. 8, 64, 72)

Зкл духовенство, находившееся под влиянием Остальского в свою очередь распространяло антисоветские слухи, в общем сводившиеся к тому, что Советская власть своей политикой разорила крестьянские хозяйства и что при создавшемся тяжелом положении в стране должна быть перемена власти. (стр. 5, 6, 14)
Подобные антисоветские, дискредитирующие Советскую власть, - характера разговоры, группа проводила при всяком удобном случае, как-то во время читок в бараках газет, докладов и бесед воспитательного характера и т.п. (л.д. 5, 6, 24, 98, 101, 109)

Персональная-же деятельность лиц этой группы сводилась к следующему:

Зкл. священник Вознесенский Александр Васильевич, в присутствии заключенных говорил, что за границей о положении в Советской стране знают все и для Советской власти вероятно наступит такой момент, какой протерпел царь Николай. (л.д. 107)
Во время сбора средств на дирижабль, зкл. Вознесенский со злобой высказал:
“Скоро-ли большевики заткнут свое горло, все берут, берут и никак не удовлетворятся” (л.д. 14)
В одном из разговоров о народном образовании Вознесенский высказал ,что раньше духовенство массы давало лучшее познание, чем дает в настоящее время Советская власть.-(л.д. 101)

Зкл священник Изгородин Василий Павлович в разговоре с группой заключенных обновленческой ориентации духовенства доказывал последним, что при старом правительстве было намного лучше, чем в данное время. Кроме того при проведении лекций среди заключенных , на тему: “Чистота залог здоровья” Изгородин выступив по существу лекции высказал с иронией:
“Какая-бы чистота не была у свиньи, но если ее не кормить пользы не будет и лучше было-бы если бы нам заключенным давали больше хлеба, чем кормить подобными лекциями ” (л.д. 16-18)

Зкл священник Ильин Василий Степанович 23 января 1931г в присутствии заключенных высказал:
“В данное время Советская власть дает по 10 лет только с той целью, что ей нужен бесплатный труд для выполнения пятилетки” (л.д. 5, 6, 14)

Зкл священник Дмитриев Филипп Дмитриевич ведя разговор по поводу нападения в Японии на Советского представителя, высказал сожаление, что последний остался в живых, причем добавил:
“Все равно перебьют по одному, придется им поплатиться за то, что создали для нас такую обстановку, при которой нельзя жить” (л.д. 109)

Зкл Бубнов Иван Федорович, кулак, тип антисоветски-настроенный вращался среди руководимой Остальским группы заключенных священников – часто высказывал недовольство Советской властью, распускал слухи о скорой войне. (л.д. 24, 98)

Поведение остальных участников группы Остальского зкл-х Травина, Коновалова-Ларьского, Сахарова, Гундяева, Седова, Телухина, Оегостурова и Александрова выразилось первых двух т е Травина и Коновалова-Ларьского в совместном с епископом Остальским, совершении религиозных обрядов, а со стороны остальных в посещении нелегальных собраний.

Зкл-ные Травин Константин Павлович(лд 55), Коновалов-Ларьский Леонид Григорьевич(лд 68), Гундяев Василий Степанович (лд 49), Телухин Николай Федорович (лд 74), Оегостуров Кирилл Лаврентьевич (лд 76) и Седов Иван Александрович (лд 78) в посещении нелегальных собраний виновными себя признали.

На основании изложенного обвиняются:

1) Зкл Остальский Аркадий Иосифович из духовного звания, по профессии служитель религиозного культа. В 1922 судим за контр-революцию, имевший 5 лет лагеря. В том, что сгруппировав вокруг себя заключенных из духовенства и религиозно-настроенных мирян, с целью подрыва авторитета Советской власти, а так же лагерной администрации, систематически проводил, под видом исполнения религиозных обрядов, антисоветскую агитацию.

2) Зкл Савченко Михаил Данилович, сын священника, по профессии служитель религиозного культа. По формуляру имеющий характеристику: лаграспорядку не подчиняется, хитрый ,группирует вокруг себя служителей религиозного культа, ведя среди них агитацию. В том, что оказывал содействие заключенному епископу Остальскому в устройстве нелегальных собраний вместе с ним совершал богослужения, взяв на себя роль сборщика средств для поддержания в лагере, якобы, необеспеченного духовенства оказывал таковым помощь, за что получил награждение палицей.

3) Вознесенский Александр Васильевич, сын псаломщика, по профессии священник. В том, что высказывал недовольство советской властью в форме враждебных выпадов при разговорах и чтении газет среди заключенных.

4) Зкл Изгородин Павел Иванович сын священника по профессии служитель культа. В том, что во время проведения лекции, в присутствии зкл-х, пытался своим выступлением вызвать недовольство по отношению питания в лагере заключенных.

5) Зкл Бубнов Иван Федорович, в том, что среди заключенных распространял ложные слухи о войне и гибели Советской власти.

6) Зкл Ильин Василий Степанович, из крестьян, по профессии служитель культа. В том, что в присутствии заключенных высказывал провокационные мысли по отношению проведения карательной политики Советской власти.

7) Дмитриев Филипп Дмитриевич, из крестьян, по профессии служитель культа. В том, что среди заключенных высказывал явно враждебное отношение к Советской власти.

8) Зкл Александров Денис Николаевич 57 лет из крестьян служивший в белой и старой армиях ранее судимый по ст 58/4, 10 изолированный на 10 лет. В том, что среди заключенных распространял религиозную литературу.

9) Зкл Травин Константин Павлович сын священника по профессии служитель культа служивший в Красной армии. В том, что совместно с епископом Остальским участвовал в исполнении религиозных обрядов на нелегальных собраниях.

10) Зкл Коновалов-Ларьский Леонид Григорьевич, из крестьян, по профессии служитель культа, с неоконченным высшим образованием, в старой и Красной армии – медработник.
11) Зкл Телухин Николай Федорович из крестьян, по профессии хлебороб
12) Зкл Седов Иван Александрович, из мещан, по профессии торговец.
13) Зкл Сахаров Василий Васильевич, из дворян, по профессии счетовод, служил в Красной армии с 1918 по 1922 год.
14) Зкл Гундяев Василий Степанович, 52 лет, русский, из крестьян Нижегородской губернии, Лукьяновского уезда, села Оброчное, по профессии желдормашинист, женатый, малограмотный, беспартийный, ранее не судимый ,и 4/III-29г КОГПУ по ст. 58/11 УК изолирован на 5 лет, по 19/XI 33г. В лагере с 5/V-29г. Дисциплинарным взысканиям не подвергавшийся;
15) Зкл Оегостуров Кирилл Лаврентьевич, крестьянин.

- в том, что участвовали на нелегальных собраниях заключенного духовенства и в совершении религиозных обрядов а потому

Полагал бы:

Зкл-ных Телухина Николая Федоровича, Седова Ивана Александровича, Сахарова Василия Васильевича, Гундяева Василия Степановича, Оегостурова Кирилла Лаврентьевича – за посещение нелегальных собраний, устраиваемых духовенством – наложить дисциплинарное взыскание в размере тридцати суток каждому, с выводом на работу.

Июль 1931
________________________________________________________________________________________________________________________________________



Второй, официально подтвержденный арест был в 1945 году.


Выписка о заключении В. С. Гундяева в ИТЛ от 29 дек. 1945 г.

Выписка из протокола №50 Особого Совещания при Народном Комиссаре Внутренних Дел СССР от 29 декабря 1945 года.
Слушали: 178 Дело № (?)/УНКГБ Московской обл по обв
1 Гундяева Василия Степановича 1879 г р урож Мордовской АССР, Ичалковского р-на, русский, гр СССР, б/парт , до ареста без определенных занятий,
Обв по ст 58-10ч2 и 58-11 УК.
Постановили: Гундяева Василия Степановича за антисоветскую агитацию заключить в лагерь сроком на пять лет, считая срок с 4 сентября 1945 года.


"Следствием по делу установлено, что Гундяев, Плотицын и Чуркин на почве своего враждебного отношения к Советской власти, начиная с 1944г. общались между собой и вели совместные антисоветские разговоры. Так, например, Гундяев враждебно высказывался о Советском правительстве и его руководителе, о положении верующих в Советском Союзе, восхвалял царский строй и высказывался за восстановление монархии в СССР...
На основании изложенного, обвиняются Гундяев В.С., Плотицын С.И. и Чуркин А.В. в том, что общаясь между собой, вели антисоветские разговоры, враждебно высказывались о Советском правительстве и восхваляли царский строй.
Следственное дело N 357(?), как законченное, через прокурора Московской обл. направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР"
[Источник]


P/S

Согласно источнику, в 1945 году Василий Гундяев восхваляет царский строй и высказывается за восстановление монархии. В год, когда советский человек, неимоверными усилиями победил фашизм и начинает восстанавливать страну, дед Василий мечтает о монархии!!!

Итого, официально у Василия Гундяева 2 лагерных срока по 5 лет и 30 суток дисциплинарного взыскания (с выводом на работу). В 1932 году его не могли арестовать, так как он уже был осужден с 1929 по 1933.

Не понятно, какую веру пытался сохранить Василий Гундяев, и что мешало ему, встать в один ряд с теми священниками, которые признали Советскую власть?

Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments