sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Россия миллиарды прощает всем... всем кроме россиян

Россия миллиарды прощает всем кроме россиян

У меня одного возникло подозрение что за всеми этими списаниями кроется некая давно отлаженная еще во времена СССР коррупционная схема: Хочешь в долг? Гони откат. Хочешь списания долга? Гони еще откат... Хочешь снова в долго? Гони откат...
Ведь долги можно было бы требовать погашать недвижимостью, землей, доступом к месторождениям. но всего этого не делается
Оригинал взят у anton_dashkin в Россия миллиарды прощает всем кроме россиян

Идут ли на пользу России списанные в отношении иностранных государств долги?На днях прошла информация о том, что Россия с 2008 года произвела списание 20-миллиардного долга (сумма в американских долларах) африканским государствам. Эти сведения были озвучены с трибуны Генассамблеи ООН главой Департамента международных отношений МИДа России Владимиром Сергеевым.

Помимо внушительной списанной суммы Российское Правительство сделало 50-миллионный взнос (тоже в долларах) в специально созданный при Всемирном банке фонд для самых бедных стран мира. Россия в финансовом плане поощряла образовательные, медицинские, общественные проекты на территории целого ряда африканских государств, реализуя, в том числе, и совместные программы. Если рассматривать одну только образовательную сферу, то сегодня около 4 тысяч студентов из разных стран Африки проходят обучение в российских высших учебных заведениях на бесплатной основе, то есть при 100%-ном финансировании из российского бюджета.


Представитель МИД России господин Сергеев сообщил о том, что не нужно считать списанные долги подаренными Африки. На самом деле речь идет о своеобразном обмене списания долга на программы развития, в которых могут принять участие и российские представители, в том числе, представители частного бизнеса. Списание же долга произошло по причине того, что Африка якобы всё равно свой долг выплатить России не сможет, а это значит, что нужно искать другие пути контактов. Кстати, слова о невозможности выплат долга со стороны разных стран в отношении России мы стали слышать с завидной регулярностью. И всякий раз как оправдание высказывается одна и та же мысль: мол, все это вернется сторицей, не нужно скупиться…

В общем, перспектива рисуется достаточно благостной: мы списываем долг, наш бизнес и государственные структуры африканцы тут же допускают на свою территорию, чтобы Россия участвовала в масштабных проектах различных сфер деятельности. И после этого, вроде бы, Россия должна не просто вернуть себе многомиллиардные средства, вложенные в Африку, но и приумножить отдачу от своей щедрости.

Казалось бы, что нам осталось только достать карманные калькуляторы и посчитать всю выгоду списание солидного долга, равного, к примеру, 20 (!) расходным статьям бюджетов Курской или Брянской областей за 2012 год.

Однако перед тем как впадать в эйфорию от очередного проявления дружбы к братским африканским народам, хочется рассмотреть ситуацию с тем, насколько удалось списанные ранее долги воплотить во многообещающие бизнес-проекты на территории различных государств-акцепторов российских (советских) денежных вложений. Не будем углубляться в советскую историю, а обратим внимание на новое российское время (с 1991 года).

Итак, только за последние годы, Россия списала долгов иностранным государствам Азии и Африки (не считая последнего списания) на сумму, которая по самым приближенным подсчетам равна 75 миллиардам долларов. Наибольшие суммы долга были списаны таким государствам как:

КНДР (около 10 млрд. долларов),

На самом деле Россия простила 10 миллиардов не Северной Корее, а Южной. Потому что пусть не сегодня, не завтра и не послезавтра, но обе Кореи объединятся.

При объединении ФРГ и ГДР новая объединенная Германия приняла на себя внешний долг ГДР. И выплатила его.

Я практически не сомневаюсь, что так поступит и объединенная Корея.

И России, которая ждала выплаты этого долга больше 20 лет, ничто не мешало подождать еще столько же.

Думаете я не прав? Тогда прочтите это:

«C июня 2007 года Россия начнет погашать долг перед Южной Кореей, размер которого в настоящее время составляет 1,33 миллиарда долларов, сообщает агентство AFP со ссылкой на чиновников корейского министерства финансов и экономики.

По их словам, процесс выплаты задолженности может растянуться на 19 лет. Российская сторона в соответствии с договоренностями от 2003 года обязалась ежегодно перечислять южнокорейцам по 70 миллионов долларов».

Вот так:

– богатая Южная Корея готова ждать 19 лет пока Россия выплатит небольшой долг в 1,33 млрд (а начала выплат она ждала с момента выдачи кредита в 1991 году 16 лет);

– не слишком богатая Россия без проблем прощает 10 миллиардов фактически этой самой Южной Корее.

Отчего же именно сейчас? Видимо оттого, что только что построен газопровод до Владивостока и уже давно заявлены планы строительства газопровода в Южную Корею:

«„Газпром" подписал с южнокорейской Kogas дорожную карту проекта строительства газопровода из Владивостока в Южную Корею, а с министерством нефти КНДР — меморандум о намерениях реализовать проект.

Планируемая мощность газопровода в Южную Корею — 10 млрд кубометров газа в год. Протяженность — 1,1 тыс. км, начальная точка — Владивосток (окончательно маршрут не утвержден). Срок запуска — 2017 год.

Монголия (11,1 млрд. долларов),
14 декабря 2010 года
Соглашение об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед РФ подписали министры финансов двух стран Алексей Кудрин и Сангажавын Баярцогт по итогам переговоров премьер-министров России и Монголии Владимира Путина и Сухбаатарына Батболда. Министр финансов России в то время Алексей Кудрин пояснил, что большая часть долга (97,8%) была просто списана. Оставшиеся 3,8 млн долларов будут погашены одним траншем. По словам Кудрина, после урегулирования долга Россия может выдать Монголии новый кредит — на 125 млн долларов.

Афганистан (около 11 млрд. долларов),
Москва постоянно оказывает Афганистану гуманитарную помощь. За 10 лет общая сумма помощи составила более 50 млн долл.

Вьетнам (15 млрд. долларов),
Россия, как известно (в качестве преемницы внешнеэкономических обязательств СССР), списала 90 % вьетнамского долга в сумме 15 млрд.рублей. Результат, увы, удручающий: доля России во всем внешнеторговом обороте Вьетнама составляла к началу 2010 года всего 2 %, а доля российских инвестиций в накопленных зарубежных инвестициях Вьетнама – и того меньше – 1,4 %.

Власти РФ решили предоставить Вьетнаму кредит в размере 10 миллиардов долларов. Об этом 27 июля, заявил президент России Владимир Путин по итогам встречи с главой вьетнамского государства Чыонг Тан Шангом, сообщает РИА «Новости».

Сирия (10 млрд. долларов),
В январе 2005 года Башар Асад посетил Москву. В ходе визита Россия списала 73 процента сирийского долга, оцениваемого в 13,4 миллиарда долларов (по оценкам экспертов, российская часть составляла более половины общего долга Сирии).
Оставшая часть долга (3,618 миллиарда долларов) должна была погашаться частями, причем в течение десяти лет планировалось выплатить лишь полтора миллиарда долларов — остальная сумма должна была в виде сирийских инвестиций поступить в совместные проекты.

"Какая причина заставила Путина подарить Сирии 13 миллиардов долларов? Как он сам заявил – Сирия будет закупать о России оружие...

Представьте себе такую историю – я постоянно прихожу в бакалейную лавку, и забираю там товар в долг. Забираю и забираю. Долг, естественно, растет.

Потом я появляюсь в той же лавке с деловым предложением:

- Я и дальше буду закупать у вас товар, только простите мне предыдущий долг!

Сами понимаете – хозяин лавки, если он не сумасшедший, скажет:

- Если у тебя есть деньги – вначале расчитайся по предыдущим долгам! А если у тебя денег нет – и речи быть не может, чтобы я продолжал отпускать тебе товар!

Однако Россия старых долгов не требует. А что такое, что случилось, что Сирии надо срочно прощать долги? Может, страну накрыло волной цунами? Или Сирия с кем-то воевала? Так не воевала уже 31 год – с самой Войны Судного Дня, когда пыталась воспользоваться тем, что большинство израильтян в этот самый святой день года посещают синагогу (представляю, какой скандал был бы, если бы Израиль нанес удар по каким-нибудь террористам в рамадан!)

Что заставило Путина простить долги Сирии? Какие форс-мажорные обстоятельства? Ведь на 13 миллиардов долларов по крайней мере можно было бы выдать приличные компенсации всем пенсионерам, чтобы не перекрывали дороги несчастные ветераны войны, лишенные своих скудных льгот!"

http://zarodinu.org/site/dolzhen.htm


Ирак
(12 млрд. долларов)

11 февраля 2008 Россия списывает 93% иракского долга. Это 12 млрд долларов. Остаток государственного долга Ирака перед Россией в размере 900 млн долларов будет реструктуризирован сроком на 17 лет, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин после подписания соглашения об урегулировании долга Ирака перед РФ. "Мы заинтересованы в полном восстановлении экономики Ирака", — сказал вице-премьер.

Мотивами списания долга Ирака России заинтересовались в Государственной думе. В ходе пленарного заседания 9 апреля 2008 года одобрено протокольное поручение депутата-коммуниста Виктора Илюхина, в котором он просит поручить комитету по бюджету и налогам "запросить информацию из правительства РФ о мотивах списания долга Ирака России.

Комитет по бюджету и налогам также должен получить информацию из правительства о том, "на каком уровне принималось это решение и согласовано ли оно с президентом России и Федеральным Собранием РФ".

Как считал Илюхин, "фактически мы оплачиваем агрессию Соединённых Штатов Америки как в Афганистане, так и в Ираке. Мы возмещаем ущерб, который наносят этим государствам".

"Почему нас не информируют? Почему отсутствует отчётность правительства? Госдума принимает бюджет, определяет расходы. Депутаты не голосовали за списание, наши избиратели не поручали нам поддерживать агрессию США. Нет и не было никаких оснований налево и направо расшвыривать деньги нашего народа", — заявил депутат.

Как видно, Азиатский континент был достаточно активно проспонсирован за счет отечественного бюджета. Африке досталось меньше, но последняя новость говорит о том, что у этого материка еще все впереди...

Так вот, если обратить внимание на те страны, которым Россия свои долги списывала, то, разве что, Сирию можно назвать государством, которое заявляло и продолжает заявлять о непременно дружественной позиции в отношении Российской Федерации. Мало того, до начала кровопролитной гражданской войны в этом государстве на его территории существовало, действительно, достаточное количество совместных проектов, из которых российская сторона извлекала определенную прибыль. В этом случае списание долга еще можно назвать стратегическим и вполне оправданным.

Если же обратить внимание на другие государства, в отношении которых Россия проявила невиданную щедрость, то некоторые из них с большой натяжкой можно назвать неплатежеспособными.

В частности, в 2000-м году долг в размере 10 миллиардов долларов был списан Вьетнаму. И эту страну вряд ли можно было даже в те годы назвать откровенно неплатежеспособной. Сегодня рост вьетнамской экономики опережает рост экономики российской, и уж десять-то миллиардов Ханой мог бы себе позволить изыскать из, скажем так, внутренних резервов.

По всей вероятности, списание долга Вьетнаму образца 2000 года должно было послужить неким актом доброй воли в отношении официального Ханоя, чтобы имелась возможность продления аренды военной базы в Камрани. По советско-вьетнамскому договору Москва имела возможность эксплуатировать «Камрань» бесплатно. Но Советский Союз распался, и с 1991 года аренда стала, скажем так, не совсем бесплатной. «Не совсем бесплатная» аренда должна была завершиться в 2004 году, когда Вьетнам мог бы потребовать полноценной оплаты за эксплуатацию военной базы. Москва производит списание вьетнамского долга, хотя госдолг России к тому времени исчислялся суммой, близкой к 50% ВВП.

Но этот шаг ни к каким прогрессивным договоренностям не привел. База «Камрань» уплыла из наших рук, а уж кто в этом виноват, и что надо было делать, чтобы база осталась российской — вопрос из разряда повисших в воздухе… В общем, в 2002 году россияне узнали о том, что у страны просто нет денег на то, чтобы свою военную базу в далеком Вьетнаме содержать. Денег и, правда, было немного, а потому у военнослужащих вопросы, конечно, остались, а вот гражданское большинство восприняло уход из Камрани как нечто должное.

Кстати, Вьетнам, по некоторым данным, предлагал России платить по 300 млн. долларов в год, но в России это восприняли то ли как неблагодарность за списание долга, то ли еще как-то, но в итоге многие сошлись на мнении «да и не нужна нам военная база в Камрани –от нее одни хлопоты…»

В 2008 году Россия списывает около 4,5 миллиардов долларов Ливии. Казалось бы, всё понятно: связи с тогдашним руководством были такие, что и документы о поставках российского оружия в Ливию подписывались без лишних проволочек, и совместные проекты по углеводородам тоже работали по плану. Но тут неожиданно Запад для себя выясняет, что в Ливии-то, оказывается, антидемократический режим, что Ливию нужно срочно демократизировать…

При этом демократизация прошла так, что и следа совместных проектов с Россией в Ливии не осталось, о списанном долге забыли, а Москва вообще превратилась для «демократической» Ливии в столицу недружественного государства, которое до последнего не водружало флаг новой власти на здании ливийской дипмиссии. В общем, и здесь списание долга не стало толчком для новых взаимовыгодных отношений между странами. О списании в Триполи и Бенгази просто забыли.

В 2008 году Россия решает списать 8-миллиардный иракский долг. И здесь опять-таки проявляется определенная странность. Ну, никак Ирак не соответствует понятию беднейшей страны мира. А если не соответствует, то для чего такое солидное долговое списание проводилось?

Однако в случае с Ираком все-таки для России есть позитивный момент, связанный с совместными торговыми проектами, которые стали воплощаться лишь совсем недавно (пока на бумаге). Речь идет о подписании Россией и Ираком ряда контрактов на закупку последним российских вооружений. Общая сумма этих контрактов составляет более 4 миллиардов долларов на приобретение оружия у Российской Федерации (системы «Панцирь-С1», истребители МиГ-29М/М2, вертолеты Ми-28НЭ, системы ПВО и бронетехника). Этот факт тут же вызвал волну неодобрения на Западе: мол, как же так… Ирак демократизировали мы, а его руководство заключает контракты с Россией…

Непорядок! А потому после объявлений о заключении контрактов Ирака с Россией тут же активизировались США и заявили, что вполне могут самостоятельно покрыть все потребности Ирака в самолетах, вертолетах и бронетехнике, системах ПВО и других видах вооружений, заявляя о сумме контрактов на 12 млрд. долларов. И если Россия и здесь уступит, то можно будет констатировать, что и своеобразный финансовый реверанс в виде долгового списания тоже станет обычным бессмысленным подарком стране, которая вполне могла бы по долгам рассчитаться.

Не меньше вопросов и к списанию долгов для других стран. После списания долга КНДР Пхеньяну предложили участвовать в совместном проекте по прокладке транскорейской железной дороги до портов Южной Кореи, а также о прокладке ЛЭП из России до Южной Кореи через территорию КНДР. Однако пока ни о каких бизнес-проектах и речи не идет. Мало того, СМИ КНДР озвучивают позицию руководства страны, которое обещает нанести чуть ли ни ядерный удар по Сеулу, если тот не прекратит «грязных инсинуаций» в отношении северокорейского народа. Какая уж тут железная дорога… Какие уж тут линии электропередач…

Да и списание афганского долга в 2007-м тоже вряд ли можно назвать примером стратегической мысли в плане совместных бизнес-проектов. Если учесть, что после 2014 года у власти в этой стране, вероятнее всего, снова окажутся талибы или же силы, которые находятся с ними в тесной связи, то 11-миллиардный подарок от России тоже быстро забудут… Да и кто ж о таком помнит? То ли дело «имперские амбиции», «удушение демократических идеалов» или «российская колонизация»– это будет культивировать еще очень и очень долго, а вот то, что деньги советских (российских) налогоплательщиков оказались солидным подарком для местных экономик – забывается быстро.

В общем, для налаживания партнерских отношений и опутывания себя узами дружбы можно вообще списать все долги и надеяться на то, что «партнеры» одарят нас какими-то преференциями. Но, руководствуясь фактами недавней истории списания долгов, вряд ли можно говорить о том, что преференции для России в этих странах непременно себя проявят.
В этой связи хочется думать, что всё-таки регулярные заявления о списании долгов разным странам мира, как и сами списания, имеют стратегическую цель, а не являются банальным проявлением мало объяснимой политической и экономической щедрости. Как известно, благими намерениями дорога выстилается совсем не в райские кущи…

Ради чего?

Понятно, когда долги списываются в обмен на их частичное погашение или существенные экономические и политические преференции. Но зачем прощать их, не получая взамен ничего или почти ничего?

Допустим, должник не в состоянии платить. Так пусть висят, кому они мешают?

Франция 79 лет помнила про долги царской России и в конце концов получила хоть что-то в 1996 году. В годы брежневской разрядки СССР заплатил США за военные поставки по лендлизу, пусть и символическую сумму. Наследники акционеров британской компании Lena Goldfields в 1968 году получили 65 миллионов долларов компенсации за концессию на добычу золота в Восточной Сибири, произвольно аннулированную большевиками в 1929 году.

"В принципе, это хорошее дело. Это создает более благоприятные условия для наших отношений с Африкой, на которую Россия последнее время стала обращать больше внимания, — считает Владимир Шубин. — Но при правильном ведении переговоров хотя бы часть долгов можно было бы превратить в какую-то собственность внутри этих стран".

Сомнительное благо

По данным международных организаций, 50-60 процентов средств, поступающих в Африку в виде займов и помощи, возвращается на Запад и оседает на банковских счетах коррумпированной африканской элиты.

"В самой Африке отношение к списанию долгов не однозначно, — говорит Владимир Шубин. — Большинство, конечно, радуется, но многие представители тамошней общественности говорили мне: ну, вот, списали, наши правители опять наберут, а жизнь народа лучше не становится".

"Если хотите знать мое личное мнение, лучше не брать и не давать в долг, чем потом списывать. Одна из главных бед Африки — синдром зависимости, проще говоря, иждивенчество. Я бы вообще брал слово "помощь" в кавычки", — замечает эксперт.
КНДР можно, а Кубе — нет?

Общая сумма долгов, списанных Россией с начала нулевых годов, приближается к 100 млрд долларов. Помимо Африки, 12 млрд "простили" Афганистану, по 11 млрд Монголии и КНДР, по 10 млрд Сирии и Вьетнаму, 7,8 миллиарда Ираку, 700 миллионов Лаосу, 500 миллионов Киргизии.

С Афганистана, при его бедности, где сядешь, там и слезешь, новые власти Ирака в любом случае не стали бы оплачивать поставки оружия Саддаму Хусейну, а в Киргизии Россия имеет политические и стратегические интересы, к тому же списание долга прошло в пакете с предоставлением российским компаниям контрактов на участие в строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынской ГЭС.

Но недавнее сентябрьское решение об "урегулировании" огромного северокорейского долга вызвало недоуменные комментарии.

"Лучше не брать и не давать в долг, чем потом списывать. Одна из главных бед Африки — синдром зависимости"
Владимир Шубин

КНДР не производит привлекательных экспортных товаров и бедна полезными ископаемыми. Двусторонний торговый оборот составляет смешные 38 миллионов долларов в год.

Некоторые аналитики предполагают, что Россия рассчитывает взамен договориться с Пхеньяном о строительстве транзитного газопровода и железной дороги в Южную Корею. Однако эта тема обсуждается больше 10 лет без каких-либо результатов, главным образом из-за нежелания Южной Кореи попадать в какую-либо зависимость от непредсказуемого соседа.

Между тем не исключено, что две Кореи когда-нибудь объединятся. Зачем было терять шанс получить хотя бы часть северокорейского долга с богатого Сеула?

Единственная страна из числа бывших друзей, которой Москва упорно не списывает долги — Куба.

Правда, отвечающий за вопросы внешней задолженности замминистра финансов РФ Сергей Сторчак недавно сообщил, что в октябре должны начаться соответствующие переговоры, однако в прошлом они велись неоднократно и кончились ничем.

Аналитики затрудняются объяснить такую разницу в подходе Москвы к Пхеньяну и Гаване, особенно с учетом того, что отношения с Кубой в прошлом были исключительно теплыми, а КНДР и с Советским Союзом особо не сближалась, проводя политику чучхе.

Возможно, дело в размерах кубинского долга, составляющего, по разным оценкам, от 17 до 25 млрд долларов.
Пять европейских стран обратились к России за экономической помощью», – объявил министр финансов А. Силуанов. Утопающие в проблемах западные соседи по континенту выстроились в очередь, рассчитывая на многомиллиардные кредиты. Получат или нет? Вроде давать в долг было бы странно, поскольку в 2012 г. правительство РФ само заняло за рубежом 7 млрд. долларов.

По материалам
http://topwar.ru/20159-idut-li-na-polzu-rossii-spisannye-v-otnoshenii-inostrannyh-gosudarstv-dolgi.html
http://rusanalit.livejournal.com/1515537.html
http://bnn-news.ru
http://argumenti.ru/economics/n360/207001
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/10/121018_russia_debts_writeoff.shtml



http://denisgradenko.livejournal.com/585176.html

Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments