sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Торговые войны: Сеул оказался для США более крепким орешком, чем Берлин

Торговые войны: Сеул оказался для США более крепким орешком, чем Берлин





Зачем Вашингтон сжигает свое будущее ради сиюминутных успехов?

Сегодня уже сложно кого-нибудь удивить  торговыми спорами Америки. К настоящему моменту, если не брать в расчет  экономически вовсе уж мелкие страны, Соединенные Штаты находятся в  состоянии экономической войны практически со всем миром. В особенности  это касается их союзников, вместе с которыми Вашингтон почти целое  столетие формировал так называемый коллективный Запад, обеспечивающий  мировое доминирование.

В значительной степени эта дружба  держалась на деньгах. Как на заемных (прежде всего, американских  инвестициях), так и получаемых в виде прибыли от доступа иностранных  промышленных товаров на казавшийся бездонным богатейший внутренний рынок  США. Кроме того, Европа была в качестве соучастника (с небольшой долей)  по распилу мировой валютной ренты.

Дружить с США долгое время было банально  выгодно экономически. И напрямую, и благодаря возможности захвата прочих  внешних рынков благодаря превосходству экономической и военной мощи  "общего коллектива". С тех пор в мире случились два важных изменения.

Во-первых, закончилось внешнее свободное  пространство, ранее обеспечивавшее свыше половины потребления. Например,  ранее совокупный европейский экспорт в Америку составлял около 15-16%,  тогда как сегодня он достигает почти трети. Так что мелкие торговые  свары, случавшиеся и раньше, особо серьезно итоговый результат по году  не меняли.

Во-вторых, США внезапно обнаружили, что  партнеры и союзники начали вытеснять их по лестнице прибыльности вниз  даже на их внутреннем рынке. Если, скажем, в сельском хозяйстве дела  изменились не сильно, то объем автомобильного импорта значительно вырос.  Строго говоря, эти проблемы впервые стали наблюдаться еще в 80-е годы  ХХ века, но тогда казалось, что их удалось успешно решить в результате шоковой программы Рейгана.

Как выяснилось сейчас, только казалось.  Даже собственные, формально американские, производители в итоге  предпочли вынести производство за рубеж для максимизации прибыли. А  взаимное перекрестное опыление через обмен капиталами, пакетами  корпоративных акций и совместные проекты по созданию единых  автомобильных платформ, на базе которых выпускаются вроде как совершенно  разные модели, ситуацию запутало окончательно.

В результате, еще не очень давно ведущая промышленная держава автомобилей экспортирует  на 55,4 млрд долларов в год, тогда как бобов на 22 млрд., кукурузы - на  10 млрд., орехов на 7,7 млрд., пшеницы на 5,3 млрд.  А импортирует (!)  тех же автомобилей на 173 млрд. долл.  И если с продажей  сельскохозяйственной продукции у нее особых проблем нет, то "иномарки"  дома заполонили буквально все. Мало того, что с тонны веса бобовых США  зарабатывают в 5 раз меньше чем с усредненной тонны веса автомобиля, так  еще и рабочих мест автопромышленность "на тонну продукции" обеспечивает  в 6 раз больше.

Таким образом, нелюбовь Трампа к  странам-автоэкспортерам в целом совершенно понятна. И конфликт с Южной  Кореей также не удивителен. На 2,4 млн. штук проданных в 2017 году в США  "фордов" пришлось 1,7 млн. "корейцев".  Стремление хозяина Овального кабинета их как-нибудь подвинуть, на  первый взгляд, выглядит естественным, если бы не меры, с помощью которых  он пытается добиться желаемой цели.

Еще на прошлогоднем цикле торговых  переговоров с Евросоюзом глава Белого дома, как ему кажется, успешно  отработал интересную технологию. Сначала оппоненту предлагается  какое-нибудь новое соглашение, в котором каждая из сторон "чуть-чуть"  друг другу уступает. Пока протокольные отделы готовят ратификацию вроде  как достигнутого договора, Трамп вытаскивает какое-либо прежнее, еще  действующее соглашение и, придравшись к формальному поводу по нему,  вводит высокие запретительные санкции. В частности, по автомобилям они  составляют дополнительную пошлину в размере 24%. В результате оппонент  ставится перед выбором: или отказаться от договоренностей и тем самым  дать США формальный оправдательный повод ввести запрет, или заново  договариваться, делая почти односторонние дополнительные уступки.

С немцами схема прошла успешно. В итоге  удалось и пошлины несколько повысить (хоть и не так сильно), и  дополнительно добиться снижения квот на объемы. А, как известно, если  технология работает, то зачем ее менять?

Ту же самую схему Вашингтон попытался провернуть с Сеулом, но тут, похоже, таки нашла коса на камень.  У Южной Кореи оказался сильный неучтенный козырь - новый договор о  свободной торговле, который американцам необходим едва ли не больше, чем  корейцам. По нему предполагается изрядно квотировать не только торговлю  автомобилями, но и множеством других высокотехнологичных направлений  экспорта, в которых США сегодня также проигрывают остальному миру. И тут  уже не ясно, что выгоднее не только в долгосрочной перспективе, но и  чисто сиюминутно: все-таки дожать корейцев в автомобилях сейчас или  выиграть на общих объемах всего импорта в целом потом?

Но самое главное, США все очевиднее  демонстрируют свою глобальную недоговороспособность в целом. Если раньше  "с большим братом" тягаться оказывалось непросто, но можно, так как  правила в целом соблюдали обе стороны, то сейчас Вашингтон легко меняет  свою позицию буквально на ходу даже после достижения формального  соглашения по любому вопросу. И не только с чужаками, вроде Ирана. Прямо  кинуть союзника, даже ключевого, их нисколько не смущает. Как в  известной поговорке: ничего личного, только бизнес.

Как показывает практика, после года  сиюминутных точечных успехов (например, с Германией и Саудовской  Аравией), схема начала не просто буксовать, а прямо толкать бывших  "очень младших партнеров" искать варианты других геополитических  конфигураций, более предсказуемых и надежных в договорном смысле. Та же  Южная Корея уже прямо наращивает контакты с Китаем и Россией по  формированию нового внутреннего азиатского рынка.

Что для Америки означает ускорение утраты  геополитического влияния, благодаря размерам которого с ней пока еще  вообще пытаются как-то договариваться и входить в ее "временные  трудности". Понимают ли это в Вашингтоне? Скорее всего, да. Не стоит  думать, что там сидят полные идиоты. Однако правящая элита США оказалась  в той ситуации, когда сиюминутное выживание становится значительно  важнее долгосрочных перспектив, до которых еще надо как-то дожить. Как  долго она сможет выживать, прямо сжигая свое будущее - сегодня является  самым главным вопросом современности.

Специально для ИА REX

https://alex-leshy.livejournal.com/1222595.html




Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments