sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Category:

30 лет полету «Бурана» - Дмитрий Горчаков.

30 лет полету «Бурана» - Дмитрий Горчаков.


15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полет советского многоразового космического корабля «Буран». Этот проект стал вершиной советской космической программы, одним из самых сложных когда-либо построенных космических аппаратов, во-многом опередивший свое время. Отчасти это его и погубило, поскольку первый полет и стал последним. О том, как этот проект появился, чем отличался от американского аналога и почему его постигла такая судьба, можно послушать запись моего вчерашнего радиоэфира на YouTube или почитать мой материал под катом, так же вышедший сегодня на E1 и других порталах сети Hearst Shkulev Media.




Рождение Бурана

Сейчас перспективы многоразовых кораблей наверно уже ни у кого не вызывают сомнений. Ракеты Илона Маска летают и возвращаются, многоразовые грузовые космические корабли летают к Международной космической станции, развиваются проекты космического туризма, и даже проектируемый новый российский корабль Федерацию тоже будет многоразовым. Но в конце 60-х одноразовые ракеты для не частых пусков всех устраивали. Тогда, в самый разгар холодной войны, две сверхдержавы продолжали соревноваться в космосе. Проиграв лунную гонку, СССР сосредоточился на создании орбитальных станций длительного пребывания космонавтов. А в США после высадки на Луну искали еще более масштабный и вдохновляющий проект. Рассматривались варианты создания огромной орбитальной станции, станций на Луне и, уже тогда, полет на Марс. И все эти проекты предлагалось реализовывать с помощью новой системы полета в космос – многоразовых кораблей. Но урезание бюджета в итоге привело к сокращению планов, от которых остались лишь сами корабли - шаттлы. Они должны были существенно снизить стоимость выведения грузов на орбиту при условии частых запусков каждые две недели. Забегая вперед скажем, что эти ожидания не оправдались.

184188792.jpg
«Буран» c ракетой-носителей «Энергия»

Идея космического челнока проста – это корабль, который взлетает как ракета, а садится как самолет. При этом у него на борту есть кабина для экипажа до 8 человек и грузовой отсек, в котором он может увезли в космос до 25 т груза. Это позволяло выводить и ремонтировать в космосе спутники и модули орбитальных станций. При этом аппарат мог использоваться и в военных целях – кроме выведения военных спутников технически ничто не мешало загружать в него и «бомбы» для сброса из космоса. А самое главное, и это уникальная возможность, которая появляется именно у многоразового корабля – в грузовом отсеке он может и спускать с орбиты грузы – спутники или станции (например, планировалось, что на шаттле вернут на землю телескоп «Хаббл» и разместят его в музее). И не только свои, но и потенциального противника…

Появление таких возможностей у США не могло не обеспокоить советское руководство и привело к запуску аналогичной программы. Отчасти эта ситуация напоминает историю с атомными проектами, где СССР догонял США с отставанием в несколько лет, пытаясь лишить их монополии на новое оружие. Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина. «Буран» полетел через 7 лет, 15 ноября 1988.


Взлет шаттла «Атлантис». Фото NASA.

Шаттл и «Буран»: найдите 10 отличий

У нас были свои разработки по многоразовым системам (например, проект «Спираль»), но политическое руководство поставило задачу идти проверенным путем за американцами -повторить конфигурацию грузового отсека и обеспечить выведение не меньшей массы груза. Из самой постановки задачи вытекало то, что корабли буду очень похожи. И неопытный взгляд действительно с трудом найдет 10 отличий на фотографиях «Бурана» и шаттла.


Макеты шаттла и «Бурана» в екатеринбургском планетарии.

Но сам возвращаемый космический ракетоплан - это лишь часть многоразового комплекса. Вторая важная составляющая – это системы его запуска в космос. И наибольшие отличия двух программ видны именно в них. «Спейс-шаттл» взлетает на самом деле не на ракете, а на собственных двигателях, топливо для которых подается из огромного внешнего рыжего бака, и на двух боковых ускорителях. Т.е. вся эта система без шаттла не взлетит. Советская многоразовая система называется «Энергия-Буран», именно потому что это связка челнока и сверхмощной ракеты «Энергия». Она может самостоятельно вывести на низкую орбиту около 100 т груза (масса «Бурана»), это в 5 раз больше чем позволяют наши современные ракеты «Протон». Поэтому при взлете «Буран» свои двигатели не использует, а включает их лишь на последней стадии полета уже в космосе. А ракета может применяться и для других задач. И до полета «Бурана» она успела вывести в космос военную станцию «Скиф» массой около 80 тонн. Но на этом отличия не заканчиваются.

3539940947.jpg
«Буран» и ракета Энергия в сборочном цехе

Полет и посадка

15 ноября 1988 года «Буран» дважды облетел Землю за 205 минут. На его борту не было людей. Он летел в полностью автоматическом режиме. В отличие от шаттлов, которые садились под управлением астронавтов-пилотов. Даже самый первый полет шаттла в 1981 году был пилотируемым, хотя, конечно, это было очень опасно. Кстати, на нем летел Джон Янг, легендарный астронавт, к тому времени уже 4 раза летавший в космос и ходивший по Луне. К моменту первого полета на шаттле «Колумбия» (с пилотом Робертом Криппеном) он как раз руководил отрядом астронавтов НАСА.



https://youtu.be/x_yzDOxKVJQ


Видео NASA о полете и приземлении первого Спейс Шаттла. Ближе к концу есть невероятные кадры радостного Янга, осматривающего шаттл после посадки.

Так вот, в отличие от шаттлов, «Буран» садился полностью автоматически. Он взлетел ранним ноябрьским утром в не самую хорошую погоду. Причем это была вторая попытка старта, первая была за пару недель до того, но была прервана за 51 с. до старта. А в первый полет был ветер, дождь и низкая облачность. Это не страшно для старта, но, как и для всех самолетов, опасно при посадке. Не случайно у «Бурана» было несколько запасных аэродромов для посадки (В Симферополе, Приморье, на Кубе) помимо аэродрома Юбилейный на Байконуре. Точно так же, как и у американского шаттла была резервная посадочная база в Испании.




https://youtu.be/6bazyDs1SaI

Подготовка к старту и старт. Видеохроника Роскосмоса.

Важно отметить, что посадку в атмосфере и «Буран» и шаттл осуществляют без двигателей, как планер. Начиная снижаться с 200-километровой высоты практически на другой стороне планеты, за десятки тысяч километров от аэродрома посадки, орбитальный самолет имеет всего одну попытку попасть на посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной 80 метров. При этом для снижения огромно скорости, многократно превосходящей скорость звука, планер маневрирует в атмосфере по S-образной траектории как сноубордист на склоне, отклоняясь на сотни километров. И права на ошибку у него нет.

233484535.jpg
Приземления «Бурана»

И вот уже на высоте около 20 км, получив обновленные метеорологические данные, цифровой мозг «Бурана» принимает самостоятельное решение и планер делает резкий маневр и уходит влево. Это стало неприятным сюрпризом для руководителей полета. Драматизма добавило то, что в это же время планер теряют службы наземного слежения, т.к. он попал в слепую зону прямо над ними. Руководство даже рассматривало вариант дистанционного подрыва и уничтожения «Бурана», опасаясь, что он окончательно потерял управление. Но терпение было вознаграждено. Просто автоматика корабля решила, что при существующем направлении ветра безопаснее будет садиться с другой стороны полосы! Почти с ювелирной точностью «Буран» приземлился на полосу, отклонившись от ее центра менее чем на метр. Это был триумф огромного числа строителей, конструкторов, программистов.



https://youtu.be/KI5DPQGGzaQ

Видео приземления «Бурана»


Нереализованные планы

Всего по программе «Буран» планировали построить 5 челноков, как и в США. К 1988 году кроме полетевшего изделия был почти на 95% готов второй экземпляр и на половину готов третий.
Второй полет планировался лишь через 3 года, в 1991-м. Он тоже должен был быть беспилотным. И лишь четвертый полет в 1994 году должен был стать пилотируемым. Все эти полеты планировались как испытательные, поскольку совершенно новую технику предстояло интегрировать в существующую космическую инфраструктуру – отработать стыковку со станцией «Мир», поработать автономно (срок автономного полета 10 космонавтов на «Буране» мог продолжаться до 30 суток, в отличие от 2 недель для 7-8 человек на шаттле), провести переход космонавтов из челнока через «Мир» в корабль «Союз» для запасного варианта спуска. Но ничего из этого не было реализовано. Первый полет стал и последним. А к станции «Мир» в итоге пристыковался «Спейс-Шаттл». И строительство МКС в итоге проводилось с участием американских челноков, а не российских.

e843d2cdfb3499ca4d67586bdecf78220e4c38dd_700_700.jpg
Шаттл "Атлантис" готовится к стыковке со станцией «Мир», 1995 год. Фото NASA.

От программы «Энергия-Буран» кроме воспоминаний нам остались сотни технологий, большая часть из которых, к сожалению, скорее всего тоже утеряна. Летавший планер вместе с ракетой «Энергия» символично погиб в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного комплекса на космодроме Байконур, где он хранился.


Второй летный экземпляр и один из макетов стоят на Байконуре и выглядят примерно вот так. Больше фото вот тут.

Из нескольких массо-габаритных макетов «Бурана», которые были построены для полетов и транспортировки в атмосфере, в настоящее время сделаны доступные для посещения музейные экспонаты – на ВДНХ в Москве, у центра Сириус в Сочи, в техническом музее Шпайера (Германия) и на Байконуре.

c533a3863868f22d8c912d67d7d0d678026f2f7c_1200.jpg
Фото Буран в музее Шпайера, Германия.

Коме того, летает и успешно возит крупногабаритные грузы по всему миру единственный, ныне украинский, самолет Ан-225 Мрия, созданный именно для транспортировки «Бурана».

2112a6a983d5e60db33a9d289b5e6b920a3ca74e_1024.jpg
Фото Ан-225 и Буран на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 г.

Программа «Энергия-Буран» официально не закрыта до сих пор, но понятно, что ни страны, ни производственной кооперации, способной тянуть такой проект, уже нет. Как нет и необходимости в именно таком корабле. Опыт США показал, что даже они не смогли тянуть такую экономически неэффективную программу как «Спей-Шаттл». А две аварии челноков показали, что обеспечение безопасности полетов при отсутствии систем спасения для всего экипажа не представляется возможным. Нужны другие корабли и ракеты, и они обязательно появятся - более эффективные, более мощные, более безопасные. И у нас в стране, я надеюсь, тоже.


Источники фото: Роскосмос, NASA, Википедия.
Отличный сайт по теме - http://www.buran.ru/



https://nucl0id.livejournal.com/343333.html


Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments