sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Category:

Историк Е.Прудникова: НЭП никогда не был работающей схемой.

Историк Е.Прудникова: НЭП никогда не был работающей схемой. Коллективизация - гениальная идея Советского правительства

Мы все еще мыслим штампами и ориентируемся по ярлыкам, вспоминая о нашем советском прошлом. В частности верим, что при НЭПе [Новая экономическая политика, 1921-1928 гг.] все было очень хорошо, а приколлективизации все стало очень плохо. Но так ли все обстояло на самом деле?

По словам известного историка и журналиста Елены Прудниковой, НЭП никогда не был работающей схемой. «НЭП, - констатирует она, - это те бла-бла-бла, которые наплел своей партии В. Ленин, чтобы оправдать абсолютно нормальные послевоенные меры».







Елена Прудникова, историк, журналист





Напомним, что большинство воющих государств, если они, конечно, хотят выжить, устанавливают запрет на свободную торговлю хлебом и вводят ограничение цен. Это обычная практика, которой руководствовалась в военный период и Советская Россия.

…Когда разрешили свободную торговлю, то на свет вылезли торговцы черного рынка, которые за время гражданской войны скопили огромные капиталы. Вот и весь НЭП.
Никакого производства он никаким боком не касался. Заводы восстанавливало государство, сельское хозяйство восстанавливали крестьяне, а НЭП исключительно торговал и ничем больше он не занимался.






Москва времен НЭПа





Что интересно: НЭП, согласно Прудниковой, представлял собой торговую мафию, которая постоянно воевала с государством: каждый год ради получения "очередной порции прибыли" она пыталась организовать в стране голод. В 1933 году ей это, наконец, удалось. «После чего, - резюмирует историк, - их всех [нэпманов] просто перестреляли».

А что такое коллективизация?

«Это обычная аграрная реформа, - утверждает Прудникова. - Просто Сталину удалось сделать то, что не удалось сделать ни Александру II в 1861 году, ни Столыпину в 1906 году».

Общеизвестно, что основной проблемой российского сельского хозяйства были 20 миллионов крестьянских хозяйств с наделами земли в 3-4 гектара.

Они и себя прокормить не могли, и другим жить не давали. Они довели землю до такого состояния, что она приносила зерна с гектара в 3-4-5 раз меньше, чем в Западной Европе.
…В половине хозяйств в начале XX века землю пахали сохой на лошади. Что с этим делать не знал никто.

«В 1861 году, - уточняет Прудникова, - попытались сделать ставку на крупные помещичьи хозяйства. - Не получилось. – Помещик/барин оказался к этому не способен. - В 1906 году Столыпин попытался сделать точно тоже самое, т.е. каждому крестьянину дать надел в зубы и пусть дерутся между собой за жизнь. - Крестьяне прекрасно поняли, что их убивают, поэтому реформу они не приняли. – И, слава Богу, что не приняли, потому что я тут прикидывала во сколько жизней могла стать России Столыпинская реформа, у меня получилось миллионов так 25 должны были умереть, чтобы она стала успешной».

Важный нюанс: по оценкам Прудниковой, в России в XX веке насчитывалось ~ 30 миллионов городского населения, ~ 40 миллионов сельского населения и ~ 80 миллионов крестьянской бедноты. «В конце концов, - замечает историк, - именно она, крестьянская беднота, доведенная до отчаяния, и взорвала страну в 1917 году. - Как только более-менее ослабли скрепы государства».

После революции "землю она помещичью, конечно получила", но эта прибавочка составила всего порядка ~ 30%. Другими словами, проблема осталась не решена. «И к 1927 году, - констатирует Прудникова, - в среднем уже 25 миллионов хозяйств с 4 десятинами земли и с 5 душами прокормить себя не могли».

Существовала и другая, не менее серьезная проблема: в начале XX века 85% населения России проживало в сельской местности. Людей из деревень надо было "выдавить" в города. Иначе государство не могло стать промышленно-развитым.

«Чтобы их выдавить, - поясняет Прудникова, - надо было провести аграрную реформу. - А аграрную реформу провести было нельзя, потому что их девать было некуда». Вот такой замкнутый круг.

…И тогда Советское правительство придумало просто гениальную идею – аккордное кооперирование, т.е. коллективизацию. Крестьян стали насильно сгонять в сельскохозяйственные кооперативы.

Гениальность идеи, по мнению Прудниковой, заключалась в том, что крестьян не выдавливали из села, не обрекали на голодную смерть, а из мини хозяйств «конструировали» хозяйства большие.

Туда уже можно было пустить трактор, туда уже мог приехать агроном. Там при умелом руководстве можно уже было вести речь о каком-то правильном сельском хозяйстве.






Коллективизация, СССР





В целом, коллективизация советскому руководству удалась. Вероятно, отчасти и поэтому она обросла различными мифами:

Миф 1: Крестьянин был крепостной [прикреплен к колхозу] и не мог выехать из села

…Крестьянина выдавливали из деревни всеми доступными способами. Единственное, что было нельзя - это ехать в город и болтаться там без дела, увеличивая собой криминалитет.
А так, пожалуйста, хочешь на стройку? Езжай! Хочешь на завод? Да ради Бога! Хочешь учиться? Да мы тебя на рабфак возьмем! Ты только учись!

Миф 2: Коллективизация привела к введению карточной системы

…Коллективизация началась летом 1929 года, а карточная система сформировалась к 1928 году. И привел к ней замечательный НЭП. Просто потому, что по ходу борьбы с хлебными спекулянтами, была окончательно расстроена торговля продовольствием.
…У нас думают, что крестьянин хлеб производил, а покупал город. Ничего подобного. Большую часть хлеба покупали внутри деревни те, кто не могли его вырастить. Внутридеревенский спрос на хлеб был всегда больше, чем городской.
…Крестьяне потянулись за хлебом в города и местные власти, чтобы спасти своих потребителей, начали в явочном порядке вводить карточки. К 1929 году, к началу коллективизации, карточки уже были введены по всей стране.
…После коллективизации карточную систему довольно быстро отменили.

Миф 3: Раскулачивание проводилось центральным порядком [сверху]

Кто такой кулак? Крестьянин? Да ничего подобного. Кулак он, по большей части, и землю не пахал, только рассказывал об этом. Кулак - это сельский ростовщик и мелкий хлеботорговец.

Мы привыкли думать, что государственные цены на хлеб в тот период были занижены. Однако Прудникова уверяет, что это не так:

…Крестьяне прекраснейшим образом продавали хлеб по рублю за булку. Только беда в том, что крестьяне его до ссыпных пунктов не довозили.
Они его продавали по рублю за пуд местному кулаку, а тот держал его у себя в амбаре и просил за него уже 3 рубля.

В таких условиях «естественной кормовой базой кулака, подчеркивает Прудникова, - были бедняки. – А тут приходят какие-то активисты, которые этих бедняков сбивают в колхоз, и что же получается? - Они в кулаке не нуждаются? - А ему чем кормится? - Как ему жить?»

И началось… Жгли амбары, убивали активистов. В ответ активисты, посмотрев на сожженные амбары, шли жечь кулаков.
К 1929 году противостояние достигло такой остроты, что кулаков стали отчасти просто выгонять из деревень, а отчасти и жечь. Тоже вполне успешно. Иногда и с семьями.
И только в феврале 1930 года, видя, вообще что творится, только после того, как соответствующее постановление приняли практически во всех коллективизированных регионах, только тогда принято было знаменитое постановление о раскулачивании.

Говоря о коллективизации, нельзя умолчать об одной из самых печальных ее страниц - о голоде 1933 года.

1933 год, согласно Прудниковой, стал своеобразной черной точкой аграрной реформы, моментом наибольших трудностей. Сельские хлеботорговцы [кулаки] к этому времени были практически полностью уничтожены. Здесь важно понимать, что "работали они в связке: нэпман – сельский торговец".

Торговцы скупали у односельчан зерно, продавали его нэпманам, а те везли его на черный рынок. Теперь нэпманам взять зерно было не откуда. И они стали брать ворованное.В этом, по уверению Прудниковой, нэпманам помогли "глубокоуважаемые председатели колхозов, которые во многом состояли из бывших кулаков, петлюровцев, махновцев".

«Читаешь украинские документы, - признается историк, - и волосы дыбом становятся: кого только не было в руководстве колхозов».

В этом, по уверению Прудниковой, нэпманам помогли "глубокоуважаемые председатели колхозов, которые во многом состояли из бывших кулаков, петлюровцев, махновцев".

«Читаешь украинские документы, - признается историк, - и волосы дыбом становятся: кого только не было в руководстве колхозов».

…Отсюда и взялся этот замечательный парадокс, о котором писал Косиор Сталину: «Неправда, что хлебозаготовки привели к голоду, потому, что голод в большей части был в тех местностях, где хлеб то мы и не взяли».

«Просто все было разворовано, - резюмирует Прудникова. - Проблема была не в том, что не было зерна, а в том, что был кризис управления в чистом виде. - Причем, чем больше было разрушено управление, тем больше было разворовано, тем больше был голод».

При этом помощи, оказанной Украине, с точки зрения историка, хватило бы для обеспечения всего голодающего населения этой страны. «Вопрос лишь в том, - подчеркивает она, - как распределялась эта помощь? - Если было разрушено управление районом, селом, если в сельсовете сидят воры, то, как вы думаете, до кого дойдет выделенная помощь?Вопрос, безусловно, риторический.

Остановить голод смогли лишь самые жесткие меры:

Когда ввели расстрел за воровство, это уникальный случай для СССР, что был введен расстрел за экономические преступления, такого даже в гражданскую войну не было. Тогда это сумели остановить.
В 1933-1934 голод, конечно, был в отдельных очень разрушенных хозяйствах, но им очень быстро помогали.

Вот такая пища для размышлений.

При написании статьи были использованы материалы видео, представленного ниже:



https://youtu.be/JvW36YA04uU


Читайте еще:


https://zen.yandex.ru/media/human_resources_inform/istorik-eprudnikova-nep-nikogda-ne-byl-rabotaiuscei-shemoi-kollektivizaciia-genialnaia-ideia-sovetskogo-pravitelstva-5c76db32b40ff300b3450ec5




Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments