sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Category:

Талантливый изобретатель, неудачливый бизнесмен: история основателя компании JBL Дж. Лэнсинга (ч. 2)

Создание JBL, самоубийство и смена владельца

По словам одного из сотрудников JBL Джона Эдвардса, работая в Altec Lansing, Джеймс решил отойти от дел и параллельно занимался фермерством. Он выращивал авокадо и цитрусовые, пытаясь вести спокойный образ жизни почтенного пенсионера.

Но после ухода он не смог долго усидеть на месте. Как отмечает Эдвардс, «акустика была у него в крови». Вскоре ферма изобретателя превратилась в склад колонок, а загородный дом — в производственный цех.

Лэнсинг рискнул вновь выйти на рынок и зарегистрировал очередную фирму 1 октября 1946 года. Поначалу он планировал назвать её Lansing Sound, но адвокаты Altec Lansing выступили против. В итоге Джеймс просто использовал своё имя целиком — James B. Lansing. Мастерская расположилась в маленьком городке Сан-Маркос округа Сан-Диего, недалеко от ранчо Лэнсинга.

Первыми разработками James B. Lansing стали 15-дюймовый динамик D101 и басовый драйвер D175, до сих пор представленный в линейке JBL. Также Лэнсинг выпустил динамик D130, в котором впервые появились четырёхдюймовые звуковые катушки.




Динамик D130 audioheritage.org



Компанию Лэнсинг открыл после войны, в период экономического спада. Первые несколько лет она, принося убытки, существовала за счёт взятых Джеймсом кредитов. Одним из основных кредиторов являлась Marquardt Aviation, которую в совете директоров представлял Уильям Томас.

В конце 1948 года долги компании выросли до $14 тысяч. Лэнсинг понял, что снова попал в ловушку: чтобы спасти фирму от банкротства, нужно её продать. В начале следующего года Marquardt Aviation перешла под контроль General Tire, которую не интересовали ни Лэнсинг, ни аудиотехника. Сотрудничество разорвали. Уильям Томас тем не менее продолжил работать в компании.

К концу 1949 года долги James B. Lansing достигли $20 тысяч. Лэнсинг не видел выхода из сложившейся ситуации и впал в глубокую депрессию. 24 сентября 1949 года он, как обычно, заехал к брату Биллу по пути в Сан-Маркос и в тот же вечер покончил с собой. Его похоронили на кладбище Инглвуд в Лос-Анджелесе.

По воспоминаниям коллег, Лэнсинг страдал биполярным расстройством. Нередко затяжной приступ депрессии сменялся у него периодом творческого подъёма. В такие дни он не выходил из офиса, и сотрудники, приходя рано утром на работу, часто находили его спящим на диване в холле.

Джон Эдвардс отмечает: после смерти основателя каждый работник делал всё возможное, чтобы компания продолжала жить. Эдвардс, занимавшийся продажами, одновременно занимался и доставкой: «Я грузил все посылки и каждый вечер после работы увозил их на почту: в те дни у нас было много почтовых заказов».

Нередко приходилось просить заказчиков подождать, задерживалась и зарплата сотрудникам. «Я помню, как жена Говарда Вайзера, одного из работников, не раз звонила в офис, умоляя его уволиться и найти что-то более стабильное. Но Говард проработал в JBL 21 год», — подчёркивает Эдвардс.

В 1950-х Эдвардс стал первым вице-президентом James B. Lansing, возглавляя компанию в отсутствие Уильяма Томаса, взявшегося за возрождение фирмы после кончины основателя.

В те годы имя Лэнсинга было на слуху, поэтому маркировка James B. Lansing повышала спрос. Это вызвало недовольство Altec Lansing — начались долгие переговоры о смене названия. Уильям Томас решил сократить его, оставив лишь первые буквы — James Bullough Lansing . Это решение помогло избежать дальнейших претензий и стало хорошим маркетинговым ходом.

Парадоксально, но смерть Лэнсинга помогла вытащить компанию из долгов. Несколькими годами ранее предприниматель застраховал свою жизнь на $10 тысяч. Полученными от страховки деньгами Уильям Томас частично погасил задолженность.

После Томас выкупил у супруги Лэнсинга акции компании, став её единоличным владельцем, и наметил план по увеличению продаж и снижению производственных затрат. Прибыль JBL с каждым годом начала расти.





Прибыль JBL за период с 1947 по 1958 год audioheritage.org



Акустические системы Paragon и Hartsfield и конкуренция на рынке кинотеатров

В середине 20 века JBL представила две знаковые разработки — акустические системы Hartsfield и Paragon.

Hartsfield появилась в период возникновения понятия hi-fi и спроса на качественную домашнюю технику. Томас вовремя заметил перемены, и JBL вышла на рынок потребительский электроники. В 1955 году журнал Life назвал Hartsfield «акустикой мечты».

Модель оборудовали инновационным динамиком Klipsch, кроме того, в 1957 году на её дизайн выдали патент. По мнению сотрудницы компании Маргарет Томас, именно Hartsfield «сделала бренд JBL». Продажи компании в те годы увеличились вдвое.





JBL Hartsfield



По лицензии Hartsfield производили в Японии вплоть до 1980 года. Вообще, японский послевоенный рынок благосклонно принял изобретения Лэнсинга. Экономика страны росла, росли и доходы населения, и акустика JBL получила множество поклонников. Один состоятельный японский врач даже собрал полную коллекцию продуктов компании, включая все версии Paragon.

Paragon выпускали с 1957 по 1983 год. Дизайн для неё придумал Арнольд Вольф, впоследствии ставший генеральным директором JBL.

Надо сказать, что полного чертежа Paragon не было: многие элементы системы существовали только в голове инженеров. Собирали Paragon на отдельном участке фабрики — на пике продаж по пять систем в неделю.





Схема внутреннего устройства Paragon: в середине — низкочастотные динамики и отражающая панель, по бокам — компрессионные драйверы для частот выше



За 25 лет JBL реализовала около тысячи модулей; они до сих высоко ценятся на рынке винтажных акустических систем, их нынешняя стоимость может превышать $20 тысяч. Более того, коллекционеры «охотятся» и на громкоговорители времён Лэнсинга.

В 1999 году коллекционер Стив Шелл узнал, что монитор 1937 года, возможно, сохранился в одной из школ искусств в Лос-Анджелесе. Шелл отправился туда и нашёл его. Громкоговоритель был спрятан за тяжёлой решёткой, поэтому Стив отложил вопрос о покупке, пока не узнал, что в школе идёт капитальный ремонт.

Рабочие сказали ему, что выбросили колонку на свалку ещё две недели назад, но, может быть, она ещё лежит в куче мусора на заднем дворе. От руководства школы Шелл получил разрешение забрать громкоговоритель, и с тех пор модель 500A украшает мастерскую Стива.





JBL Paragon



Благодаря акустическим системам Paragon и Hartsfield компания получила репутацию фирмы высоких стандартов. И всё же логотип JBL оставался незаметным.

Восклицательный знак в логотипе появился ещё при Лэнсинге. Когда компанию переименовали в JBL, буквы поместили внутрь восклицательного знака. Но и такой логотип казался незавершённым.








Автором современного логотипа стал Арнольд Вольф. Он объединил восклицательный знак с тремя буквами в одном прямоугольнике. Новый логотип оказался более запоминающимся.








В начале карьеры Арнольда Вольфа на посту президента компании главным конкурентом JBL в кино и звукозаписи оставалась Altec Lansing. Тем не менее к концу 1970-х годов JBL удалось подвинуть конкурента. Так, в 1977 году журнал Billboard провёл опрос среди работников звукозаписывающих студий. Оказалось, мониторов JBL в них больше, чем мониторов других компаний вместе взятых.

Во многом это заслуга Вольфа. При нём бренд уверенно закрепился и на профессиональном, и на потребительском рынках. Линейка студийного оборудования, созданная в конце 1960-х годов под руководством Джорджа Аспергера, сегодня представлена практически в том же виде.

Мировое признание

Рок-музыка, появившаяся во второй половине 20 века, требовала изменений концертной акустики и живого звука. JBL смогла удовлетворить этот запрос, объединившись, например, с Fender, производителем гитар и гитарного оборудования.

Примечательно, что динамик D130, изобретённый Лэнсингом ещё в 1940-е годы, нашёл применение в усилителях Fender — компания посчитала его идеальным для своих электрогитар. В 1969 году JBL стала главным поставщиков усилителей для фестиваля Woodstock.




Сборка «Стены звука» группы Grateful Dead с динамиками D130



Сегодня JBL входит в состав корпорации Harman International. Сделку заключил ещё Уильям Томас в 1969 году, её сумма не разглашалась. После слияния JBL начала выход на международные рынки. Под руководством Сидни Хармана продажи компании к 1981 году выросли до $60 млн.

В 1983 году на экраны вышла последняя часть оригинальной трилогии «Звездных войн». Режиссёр Джордж Лукас хотел донести до зрителя все особенности звучания, поэтому специально для Lucasfilm был разработан стандарт THX. (Звук THX-сертифицированного оборудования наиболее приближен к студийному.)

Именно JBL поручила разработку звуковых систем для кинозалов, которые соответствовали бы новым требованиям. Сегодня компания контролирует большую часть установок по стандартам THX.

Более того, качество звука JBL можно оценить на многих известных площадках по всему миру: в голливудском театре Хичкока и Сиднейской опере, в Центре исполнительных искусств Кеннеди, в кинотеатрах Virgin в Японии и Королевском Шекспировском театре в Англии.



https://vc.ru/story/60364-talantlivyy-izobretatel-neudachlivyy-biznesmen-istoriya-osnovatelya-kompanii-jbl-dzheymsa-lensinga


Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment