sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Российские учёные создали искусственный интеллект для Большого адронного коллайдера

Не слишком ли поверили в "искусственный интеллект"?











Российские учёные создали искусственный интеллект для Большого адронного коллайдера

13.03.2019 10:34





Разработка российских учёных поможет быстрее обрабатывать данные, полученные на БАК.

Фото Maximilien Brice/CERN.


Учёные Высшей школы экономики (ВШЭ) и компании "Яндекс" разработали систему искусственного интеллекта, которая на несколько порядков ускорит распознавание частиц на Большом адронном коллайдере (БАК).

Результаты исследования опубликованы в журнале Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section A: Accelerators, Spectrometers, Detectors and Associated Equipment.

Каждую секунду на БАК миллионы протонов сталкиваются и вступают в реакцию друг с другом. Детекторы регистрируют частицы, которые появляются в результате этих реакций, и определяют их характеристики. В подавляющем большинстве таких событий получаются хорошо знакомые физикам частицы, так что поиск новых частицнапоминает поиск иголки в стоге сена. Чтобы отделить зёрна от плевел, нужно знать, как реагирует детектор на известные частицы, и чем точнее, тем лучше.

Самое точное описание даёт специальное программное обеспечение, настроенное на геометрию и физику конкретного детектора. Такие пакеты прекрасно предсказывают отклик датчиков на прохождение тех или иных частиц, однако скорость их работы может быть очень низкой. В частности, симуляция одного события на БАК может занимать несколько секунд. С учётом того, что в самом коллайдере каждую секунду сталкиваются миллионы частиц, в большинстве случаев приходится использовать менее точные методы.

Исследователи ВШЭ и Школы анализа данных "Яндекса" смогли ускорить симуляцию с помощью генеративных состязательных сетей (ГСС). Такая система состоит из двух нейронных сетей, которые, обучаясь, соревнуются между собой. Такой способ обучения используется, например, для генерации фотографий никогда не существовавших людей или животных. Одна сеть учится создавать похожие на реальность образы, а другая стремится найти отличия между искусственными и реальными изображениями.

"Удивительно, как методы, разрабатываемые, грубо говоря, для генерации реалистичных фотографий котов, позволяют на несколько порядков ускорить физические расчёты", – признаётся один из авторов исследования, аспирант ВШЭ Никита Казеев.

Исследователи научили генеративные состязательные сети предсказывать результаты реакций между протонами, сталкивающимися на БАК. Результаты показали, что эти физические явления с высокой точностью можно описать с помощью нейросетей.

"Использование генеративных состязательных сетей для быстрой симуляции поведения детектора, безусловно, поможет будущим экспериментам, – комментирует один из авторов исследования, доцент факультета компьютерных наук ВШЭ Денис Деркач. – По сути, мы использовали наиболее современные методы обучения, доступные в науке о данных, и наши знания о физике детекторов. Этому способствовал смешанный состав нашего коллектива, состоящий из дата-сайентистов и физиков".

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как ГСС используются для написания картин и фабрикации видео.







https://nauka.vesti.ru/article/1190805




Не слишком ли поверили в "искусственный интеллект"? Boeing дорого заплатит за катастрофу 737 MAX 8




12 марта 201912:20

Росавиация направила в Boeing запрос об эксплуатации самолетов 737 MAX 8




фото: Катерина Волкова


Росавиация запросила у компании Boeing рекомендации по безопасному использованию авиалайнеров модели 737 MAX 8. Всего в России летают два таких самолета, пишет агентство РИА Новости.

Производители Boeing 737 MAX 8 уже ответили, что все экипажи еще раз изучили директивы летной годности. Плюс с пилотами проводят дополнительные брифинги и тренировки на тренажерах, во время которых особое внимание уделяют работе с автоматическими системами защиты от сваливания.

Напомним, 10 марта в Эфиопии разбился Boeing 737 MAX 8 местных авиалиний. Самолет рухнул всего через 6 минут после взлета. Погибли 8 членов экипажа и 149 пассажиров, среди которых оказались и трое россиян. Предварительная причина крушения – сбой электроники.

Это не первое происшествие с самолетами этой модели. В конце октября 2018 года Boeing 737 MAX 8 упал недалеко от индонезийской Джакарты. Причиной катастрофы могла стать опять же электроника – неисправный датчик скорости.




https://www.vesti.ru/doc.html?id=3125233&cid=7



12 марта 201900:56 Аркадий Глушенков

Boeing рискует дорого заплатить за катастрофу с лайнером 737 в Эфиопии





Акции Boeing на Нью-Йоркской фондовой бирже упали в ходе торгов на рекордные 11 процентов — инвесторы избавляются от активов на фоне катастрофы в Эфиопии. Там Boeing 737 MAX 8 упал через шесть минут полета. На борту судна находились 157 человек — среди них больше 20 сотрудников ООН и трое россиян. В разных странах власти и общественные организации уже призывают авиакомпании отказаться от использования этой модели Boeing.

В России Boeing 737 MAX есть только у двух авиакомпаний — S7 и "Уральские авиалинии". В обеих заявили, что внимательно следят за ходом расследования, но приостанавливать эксплуатацию судов пока не планируют. Поставки новых самолетов ждут еще две компании – "Победа" и Utair, они решение пока не озвучивают. Российский сенатор Алексей Пушков в Twitter уже призвал отказаться от них:

"Китай, Индонезия, Британия приостановили эксплуатацию Boeing 737 МАХ 8. Две смертельных катастрофы этой модели за полгода вряд ли могут быть случайными. России следует последовать примеру этих стран, а не слушать ссылки на неясность причин катастроф. Жизни людей важнее доходов"

Катастрофа, о которой говорит Пушков, — это крушение такого же Boeing в октябре 2018 года в Индонезии. Тогда расследование показало, что при неисправности датчика угла атаки система управления самолетом устанавливает неправильную конфигурацию руля высоты, что и приводит к падению авиалайнера. Возникновение проблемы наиболее вероятно именно в первые минуты полета, и исправлять ее нужно вручную.

"Летчики понадеялись, что очень хорошо работает система управления. Это очень высокоинтеллектуальная система управления, она обеспечивает и безопасность полетов, и безопасность работы в целом этого самолета без участия человека. И в этот момент, если что-то срабатывает не так, возникает нештатная ситуация. Летчики не смогли прогнозировать эту ситуацию и вовремя вмешаться в управление", — комментирует ситуацию заслуженный военный летчик, кандидат технических наук Владимир Попов.

Профильный американский портал News In Flight сообщает, что американская компания при разработке Boeing 737 МАХ просто изменила схему действий, которой обучают всех пилотов без исключения.

Обычно при аэродинамическом сваливании штурвал начинает потряхивать, и пилоты обучаются инстинктивно увеличивать скорость и опускать нос самолета, чтобы восстановить стабильное положение судна. Но Boeing решил автоматизировать этот процесс, создав специальную систему, которая реагирует на сваливание и сама наклоняет нос. Инженеры, видимо, не предвидели ситуацию, в которой пилоты будут не готовы к такому поведению системы.

Что касается руководства Boeing — выпускать новые рекомендации для заказчиков там не планируют. В компании отметили, что расследование находится на ранней стадии, и выводы делать пока нельзя. Это, впрочем, не спасло акции американского концерна от резкого падения. В ходе торгов они просели больше чем на 10 процентов.

На месте крушения уже обнаружили оба "черных ящика", их направили на экспертизу. С помощью самописцев эксперты надеются восстановить последние минуты перед трагедией. Но агентство Reuters со ссылкой на очевидцев уже сообщило, что у судна, похоже, были серьезные проблемы в полете — перед крушением самолет пытался набрать высоту и сделал крутой поворот. Очевидцы говорят, что Boeing 737 оставлял за собой дым и издавал странные звуки.




https://www.vesti.ru/doc.html?id=3125087&cid=8







https://sell-off.livejournal.com/32580911.html




Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments