sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Categories:

«Если мы объединимся с “Яндексом”, то “Сберу” мало не покажется» (часть II)

«Если мы объединимся с “Яндексом”, то “Сберу” мало не покажется»: главное из разговора Тинькова, Воложа и Мордашова

Об инвестициях на российском рынке

Во время сессии был затронут вопрос инвестиционного климата и стартапов в России. По мнению Олега Тинькова, российский и американский рынки существенно отличаются — если в США «бесконечные деньги», то в России, если проект не начал зарабатывать в течение трёх лет — он закрывается.

Чтобы понимать различия между рынками Тиньков посоветовал последнюю книгу Виктора Пелевина, в которой это хорошо объяснено. «Наши стартапы торгуют реализацией, а американские — идеями», — процитировал Тиньков.

Фундаментальная проблема российского бизнеса — это P&L-бизнес на прибыли ( Profits and Losts statement), поэтому Revolut, N26 и прочие финтех- и не только финтех-стартапы, мировой взлёт которых мы видим, в России невозможен.

У нас нет венчурных инвесторов, ангелов, фондового рынка и так далее. И если через три года не начал зарабатывать — ты out of business. Это большое сожаление, с одной стороны, но может и хорошо, потому что это развращает американскую молодёжь — наличие бесконечных денег.

У нас Baring Vostok чуть ли не единственный, кто поддерживает инвестиции. Очень хотелось бы, чтобы такие игроки, как «Северсталь», у кого большие капиталы (и они, наверное, даже с трудом понимают, куда их размещать), шли на наш сектор. Мы приветствуем такие покупки, как «Лента», и может быть, Алексей (Мордашов — vc.ru)должен инвестировать ещё в какие-то технологичные проекты.

В России много талантливых людей, много идей, но нет капитала, венчурный капитализм заключается в лице Майкла Калви, ну и всё. Ну ещё есть «Эльбрус капитал», их две. Подумайте, больше не к кому обратиться!

Олег Тиньков

Мордашов рассказал о том, каким образом «Северсталь» выбирает объекты для инвестиций: компания старается соблюдать баланс между рисками и надёжными вложениями из-за своего основного направления в металлургии.




Алексей Мордашов


Всегда очень опасно ставить на одну лошадь, и мы стараемся диверсифицироваться, причём в отрасли, которые обещают наибольший стратегический эффект. Отсюда наши инвестиции, например, в talent tech.

У нас есть образовательная платформа EdTech, где мы стараемся создать экосистему, позволяющую развиваться онлайн — курсы и так далее. Мы находимся на пороге изменения людей в ритейле, модель ритейла будет меняться, отсюда и инвестиции в ритейл («Ленты»).

Мы стараемся сбалансировать портфель так, чтобы мы были в тяжёлых классических индустриях — сталь, машиностроение, горная промышленность — и в новых проектах, которые обещают рост. У нас есть восемь направлений, четыре b2b и четыре b2c, мы считаем, что в целом ок.

Алексей Мордашов

Об подходах к экспериментам и структуре компаний

Тиньков считает, что важно иметь простую, понятную и «американскую культуру» в компании, чтобы нанимать лучших специалистов. По его словам, «Тинькофф» работает по принципу «бери полномочий, сколько можешь унести, только отвечай за них» и «делай, если не доказано обратное».

Самые лучшие и амбициозные люди идут работать в хорошие компании, где не будут по рукам бить за каждый промах. Конечно, у нас люди ошибаются. Мы теряем кучу времени и денег на всякие вещи, ошибаемся, вот ипотеку закрыли на той неделе.

Это нормальный процесс. Нет никаких проблем, я считаю, только абсолютная свобода в компаниях, культура свободы, предпринимательская культура. Я не занимаюсь операционным управлением, делаю так, чтобы у нас было круто работать.

Олег Тиньков

Аркадий Волож сравнил процессы внутри «Яндекса» с сельскохозяйственными: мутации, наследственность и естественный отбор. По его словам, есть определенная свобода, чтобы давать проектам расти, но при этом работает естественный отбор: «Если нет бизнес-модели, нет пользователей у сервиса, понятно, что он должен это почувствовать и перестать существовать».

У нас три контура — основной бизнес (поиск и реклама), где главное — эффективность, там затачиваются десятые доли процента. Второй контур, где найденные в экспериментах проекты учатся зарабатывать деньги, получают бизнес-модель. Такси — типичный «выпускник» этого контура. Таких у нас с полдюжины.

Есть третий контур, где всё это выращивается и бурлит. Часть проектов появляется на поверхности, через полгода-год, кажется, что неоткуда. Либо какая-то модель дала много пользователей, либо нашли, что сейчас будет хороший бизнес. Обычно это связано. И таких примеров много, например, «Яндекс.Драйв». Полтора года назад его не было вообще, а сейчас он, по-моему, скоро будет вторым в мире.

Скоро у нас будет новое приложение, которое даже я не представлял, что им «Яндекс» занимается, в области моды. Понятия не имеешь, что может там всплыть. Если вы сделали замечательный новый сервис, креативный, всё очень в нём хорошо, но нет пользователей — до свидания.

Аркадий Волож

По мнению Мордашова, ситуация со свободой и экспериментами внутри компании довольно сложная и зависит от самой компании — есть сферы бизнеса, в которых нельзя допускать ошибки.

Например, в нашей основной компании «Северстали», которая даёт львиную долю оборота, ошибки очень дорогостоящие, а есть сфера, где их вообще нельзя допускать, например, связанные с безопасностью труда или данных. И там жёсткая дисциплина.

Мы понимаем, что нужны новые продукты, новые сервисы, а это невозможно без экспериментов. И тут мы постепенно начинаем создавать эту систему Agile и проектов. Для нас была большая история, как сочетать свободу творчества с текущим, довольно стабильным и опасным производством.

Поняли, что нужно разделить текущую деятельность и экспериментальную, и создать два потока. В одном попытки, эксперименты, инвестиции, венчурный капитал, даже венчурный фонд создали для инвестиций в материалы и связанные технологии. Там больше риска и вероятность ошибки, там тоже действует естественный отбор.

Алексей Мордашов

О «Яндекс.Телефоне»

В ответ на заявление Олега Тинькова, что вокруг устройства возник «негативный вайб», Волож сказал, что «Телефон» был неправильно представлен.

«Яндекс.Телефон» был потрясающей вещью. Что делалось изначально: мы сделали оболочку, которая работает на очень простых аппаратах.

И об этом надо было рассказать: берём телефон с конвейера, ставим на него «Яндекс» и получаем вещь. До этого его не покупают, а после — покупают. В презентации его показали как iPhone, это была ошибка, как мне кажется.

Аркадий Волож

О роли государства в жизни частных компаний

По мнению Тинькова, «только капитализм двигает общество вперёд» — предприниматели видят возможности, знают, что можно предложить потребителям, принимают риски, верят в них и инвестируют деньги. Государство же должно «сдерживать предпринимателей», чтобы они «не улетели в космос, как Илон Маск».

Я вообще не очень верю в госкомпании, не верю в эти тренды, хотя они присутствуют во всех странах. Посмотрите, всё, чем мы пользуемся, что видим, даже в этом зале, — всё придумано предпринимателями. Экономику двигают предприниматели, а не какие-то госкомпании.

Предприниматели — визионеры, над ними смеются, как смеялись над нами: «Банк без отделений, Тиньков — идиот», или над Аркадием: «“Алиса” ничего не понимает». Только предпринимательская инициатива. Конечно, нужны чиновники и правительство, потому что они должны сдерживать (предпринимателей — vc.ru).

Если отдать всё на откуп предпринимателям и предпринимательской инициативе, то, наверное, мы будем как Илоны Маски и улетим куда-то в космос. А на деле выясняется, что компании все глубоко убыточные. Хотя должны быть Илоны Маски, чтобы как-то фундаментально двигать мир.

Можно сколько угодно чеболей здесь создавать — это ничего не даёт. В худшем случае тормозят, а в лучшем они удерживают что-то. Баланс какой-то нужно находить, но только предпринимательская инициатива и только частный бизнес.

Олег Тиньков

О цифровизации

Я слышу такое количество раз за день слово «цифровизация», что становится страшно просто. Безусловно, это стало уже каким-то модным словом, которое уже ничего, по-моему, не значит. Этот тренд явно переоценён. Цифровизация… Мы сделаем, кадры нужны.

Олег Тиньков

Что делать, чтобы появилось больше предпринимателей

Миллиардеры сошлись во мнении, что развитие предпринимательства сильно зависит от государства — оно должно создать среду для развития бизнеса и вызывать желание запускать что-то новое.

Нам нужно продолжение реформы, госаппарата, судебной реформы и так далее. Звучит банально, надоедливо, но актуальность от этого не меняется. Инвестиционный климат у нас неблагоприятный или недостаточно благоприятный. Да, отдельные предприниматели могут быть успешными. Но если бы климат был лучше, успешнее могло бы быть гораздо больше предпринимателей.

Нам нужно менять систему образования. Нужно помогать людям с детства воспринимать идеи предпринимательства, лидерства и так далее. Мир прорывается к людям через экраны, он становится доступным для всех, и это меняет людей, и новые поколения, я надеюсь, будут более продвинутыми и предпринимательскими.

Есть какая-то поколенческая вещь, нужно быть более открытыми, смелыми, больше уважать предпринимателей, права собственности, и это будет способствовать росту инвестиционной активности.

Алексей Мордашов

Роль государства очень важная в том, чтобы реально создавать среду, чтобы предпринимать было легко. Оно может быть арбитром для предпринимателей: не само делать что-то, а позволять делать что-то, регулировать рынки, а не строить их. И тогда оно само поднимется, мне кажется.

Аркадий Волож

Пропаганда предпринимательства — тут ничего такого нет, мы видим, как в цивилизованных странах предпринимателей приглашают на телеканалы, беседуют, и никого это не смущает.

А, например, меня не позвали в пару передач, потому что моя фамилия совпадает с фамилией бренда. Это дикость, мы живём в каком-то 19-м веке. Общество закостенелое: предпринимателя позвать, так это он будет себя рекламировать.

Этот бред, к счастью, начинает меняться. И естественно, что все видят, что предприниматели — это какие-то жулики, воры, подозрительные люди. Это нужно менять, чтобы люди не боялись быть предпринимателями и звёздами.

Нужно показывать предпринимателей, не бояться, и тогда молодёжь будет смотреть и пытаться это повторить.

Олег Тиньков





https://vc.ru/future/70850-esli-my-obedinimsya-s-yandeksom-to-sberu-malo-ne-pokazhetsya-glavnoe-iz-razgovora-tinkova-volozha-i-mordashova



Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments