sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Categories:

КИТАЙСКИЕ ЗЕРКАЛА



КИТАЙСКИЕ ЗЕРКАЛА



Оригинал взят у dr_rusi4 в КИТАЙСКИЕ ЗЕРКАЛА



Оригинал взят у frayer_man в КИТАЙСКИЕ ЗЕРКАЛА



Оригинал взят у angi_kerch в КИТАЙСКИЕ ЗЕРКАЛА











Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.








А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Возможно, обыкновенное зеркало, знакомое и привычное нам с детства, это первый волшебный предмет, созданный человеком.  Свойство показывать окружающий мир и, прежде всего, то, что мы не можем видеть — своё собственное лицо, разве это не чудо? Аборигены Африки, Австралии и Океании за эти маленькие осколки стекла отдавали колонизаторам всё, что имели.
 Но существуют зеркала, обладающие свойствами, в какие трудно поверить, пока не увидишь их собственными глазами. И появились они задолго до того, как Александр Сергеевич Пушкин придумал зеркальце, способное и видеть то, что очень далеко, и рассказывать об этом.

4497432_0z (400x266, 102Kb)


Лицевая сторона зеркала была немного выпукла, а тыльную сторону украшал барельеф с иероглифами, покрытый патиной — окислами зелёного цвета, которые возникают на старых бронзовых предметах.
Что же говорит наука о волшебных зеркалах из Китая? Выяснилось, что на эту тему написаны десятки статей и книг. Первое сообщение было опубликовано в британском „Философском журнале“ в 1832 году, а последнюю статью о необычных зеркалах можно прочитать в Интернете сегодня. И почти каждый автор считал, что он нашёл разгадку тайны. Затем появлялся научный труд с новой версией, и поэтому для большинства учёных магические зеркала остаются загадкой до сих пор.
На родине этих зеркал, в Китае, они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом — любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал.

4497432_1z (600x600, 81Kb)

С тех пор волшебные зеркала называют в Китае „прозрачные бронзовые зеркала“, а происхождение китайской пословицы „На солнце правда всегда проступает наружу“ объясняют ими же.
Бронза (сплав меди, свинца и олова) была изобретена в Китае за 2000 лет до нашей эры, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 годом нашей эры. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Танг, умершего примерно в 950 году нашей эры. С ним в одной могиле было 26 его жён в возрасте от 13 до 26 лет, которые не имели права жить после смерти мужа-императора. И на всех жён всего лишь одно магическое зеркало. Вот как мало их тогда было.

Но через 500 лет, в эпоху правления династии Мин (1368–1644), волшебные зеркала уже перестали для правителей Китая быть большой редкостью, и зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Возможно, тайна появления изображения на зеркале была не известна и самим китайским мастерам. Дело в том, что в среднем только одно из сотни сделанных зеркал проявляло волшебные способности. Первые попытки объяснить их причину предпринял ещё в XI веке китайский ученый Шен Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем более толстая, что приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности. Древние китайские поэты давали свои, поэтические объяснения „прозрачности“ металлических зеркал. Этих объяснений поэту Кин Ма, например, хватило на целую поэму.

Англичанин Джон Свинтон — первый известный нам европеец, увидевший волшебное зеркало. Он купил его в 1831–1832 годах в Индии в Калькутте, куда оно попало из Китая, и тут же отправил зеркало в Англию Дэвиду Брюстеру. Сэр Дэвид Брюстер (1781–1868) был шотландским физиком, известным своими открытиями в области поляризации света. Кстати, он изобрёл любимую нами с детства игрушку-калейдоскоп и был автором ещё нескольких оптических игрушек. Сэр Дэвид изучил полученное зеркало и опубликовал отчёт в „Философском журнале“. Отчёт начинался с сообщения, что это зеркало „…удивило дилетантов и сбило с толку философов Калькутты“. А затем сэр Дэвид раскрывал секрет. По его мнению, изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется. В заключение он рекомендовал организовать производство и продажу таких зеркал в Англии, что будет очень прибыльным делом. Но вместо зеркал по его рецепту в Европе появились другие научные доклады с другими рецептами.
В 1844 году известный французский астроном Араго, один из создателей фотографического процесса, рассказал о волшебных зеркалах на заседании Академии наук Франции. В Париже кроме Араго такое зеркало уже имел знаменитый французский математик маркиз де Лагранж.
Сенсационную статью, как сказали бы сейчас (и возможно, настолько же правдивую, как нынешние сенсации), опубликовал в популярном немецком журнале „Садовая беседка“ в 1877 году известный в то время писатель Карус Стерн. Он нашёл у римского писателя Аулюса Геллиуса, который жил во II-III веках нашей эры, фразу про „зеркала, некоторые из которых отражают их обратную сторону, а некоторые нет“. Штерн также раскопал записи итальянского историка Муратори о том, что волшебное зеркало было найдено под подушкой некоего Бишопа из Вероны, который впоследствии был осуждён на смерть. И наконец, в той же статье сообщалось, что в древнекитайской книге, относящейся к IX веку нашей эры, есть упоминание о волшебном зеркале.
А вот поблизости от Китая, в Японии, события развивались по-другому. В японских источниках от древнейших времён до второй половины XIX века не обнаружено никаких упоминаний о волшебных зеркалах. Но уже в середине того века в Европу были привезены зеркала, сделанные в Японии. Видимо, японские мастера сумели получить способ изготовления из Китая или научились делать их сами. В 1877 году в Лондоне была организова на целая выставка волшебных зеркал из Японии.

В начале ХХ века большинство учёных и Запада и Востока считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер сначала обрабатывал стальным инструментом тыльную часть зеркала, делая рельефный рисунок более качественным. Затем он помещал зеркало на стол тыльной стороной вниз и начинал шлифовать лицевую сторону, сильно надавливая на неё. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Эти микрозеркала должны были, по мнению учёных, формировать изображение внутри „солнечного зайчика“. Объяснение звучало авторитетно, но никто не мог показать хотя бы одно зеркало, сделанное в Европе или Америке этим или каким-либо другим способом.

А в Китае уже нашли волшебное зеркало диаметром 52 см, весом более 12 кг и толщиной 1,3 см. При такой толщине слоя бронзы объяснение европейских учёных выглядело неубедительно.






http://denisgradenko.livejournal.com/891283.html
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments