sell_off (sell_off) wrote,
sell_off
sell_off

Categories:

"Умный город" или "Старший брат"? Как мэрия научилась знать о москвичах всё

"Умный город" или "Старший брат"? Как мэрия научилась знать о москвичах всё



Карантин из-за коронавируса показал возможности "Умного города" по слежке за москвичами

Московские власти с видимым удовольствием рапортуют об имеющихся у них "технических возможностях" для контроля за режимом самоизоляции. Эти возможности - лишь малая часть масштабной системы "Умного города", которая строится в столице уже около десяти лет. Но при необходимости "Умный город" легко становится "Старшим братом".

16 марта, в день, когда мэр Москвы Сергей Собянин ввел первые ограничения в столице из-за коронавируса, сотрудник одного из федеральных телеканалов по имени Павел получил SMS от пользователя с ником DIT_MOS.

"Вы недавно прилетели из Испании - страны с неблагоприятной ситуацией по коронавирусу", - сходу удивил Павла DIT_MOS. И далее, ссылаясь на указ мэра Москвы, безапелляционно потребовал самоизолироваться на две недели вместе с близкими.

Адресные сообщения под этим ником рассылал департамент информационных технологий (ДИТ) столичной мэрии. Одновременно аналогичное сообщение пришло на личную электронную почту Павла, но уже от департамента здравоохранения Москвы.

Павел разместил скрин SMS у себя в "Фейсбуке": его удивило, что чиновники прислали предупреждение спустя две недели после его прилета из Барселоны, когда он мог уже заразить добрый десяток человек. На следующий день в "личку" к Павлу пришел администратор официальной группы ДИТ и принес извинения за "несвоевременную отправку сообщения".


Между тем, в комментариях к посту Павла развернулась дискуссия, откуда мэрия получила его контакты. "Слил "Аэрофлот"?" - предположил один из его друзей.

На самом деле, мэрия Москвы не нуждается в том, чтобы контактные данные жителей города им присылал кто-то еще. Построенная столичными властями система сама умеет находить номера телефонов, адреса электронной почты, отслеживать комментарии в соцсетях и еще многое другое.

Создателям системы ожидаемо не нравится, когда ее называют "Старшим братом" - они предпочитают термин "Умный город".

"Мы всегда думали об удобстве и безопасности, а не о контроле. Все те решения, которые были внедрены, это не "Старший брат", это друг и помощник", - заявил Би-би-си один из создателей этой системы, экс-глава ГКУ "Информационный город" Алексей Чукарин.

Москва в этом смысле не уникальна - подобные системы внедряются во многих странах мира. И везде речь на самом деле идет о "безопасном городе", а прилагательное "умный" используется для того, чтобы "граждане не напрягались", уверен глава АНО "Информационная культура" Иван Бегтин.

"Такие технологии несут пользу для людей, но и одновременно содержат в себе элементы контроля и мониторинга, которые могут неожиданно проявить себя в экстремальных ситуациях. У нас такой ситуацией оказалась эпидемия коронавируса", - говорит Бегтин.

Русская служба Би-би-си поговорила с чиновниками и сотрудниками IT-компаний, а также изучила около полусотни госконтрактов, чтобы понять, насколько умной стала Москва и на что она способна в роли всевидящего и всезнающего "брата".

"Дайте мне общую картину"
"Дайте мне город в режиме онлайн", - такую задачу поставил Сергей Собянин сразу после назначения мэром Москвы осенью 2010 года, говорит бывший высокопоставленный сотрудник мэрии.

С 2008 года и вплоть до назначения столичным мэром Собянин возглавлял аппарат правительства России, где, в том числе, курировал программу "Информационное общество" и перевод государственных услуг в цифровой формат.

"Он был прогрессивным человеком, а тут [в мэрии] столкнулся с тем, что не видно ничего - ни в образовании, ни в медицине, ни в транспорте. Не было известно, сколько у нас врачей, учителей. Он поставил задачу - дайте мне общую картину", - говорит бывший сотрудник московского правительства.

В то время Москва не была лидером в области цифровых услуг, и по уровню внедрения сервисов "электронного правительства" находилась где-то в четвертом десятке среди других регионов страны. Например, лишь 10% больниц, школ и учреждений культуры имели доступ к интернету со скоростью свыше 10 Мбит/с, а на 100 медицинских работников приходилось 20 компьютеров (справка к госпрограмме "Информационый город").

Уже через пять дней после прихода в мэрию Собянин назначил 34-летнего Артема Ермолаева на пост главы комитета информационных технологий (сейчас - департамента). Собянин знал его по работе над федеральным порталом госуслуг: Ермолаев занимался этим проектом в должности начальника департамента в министерстве связи.

Через три года Собянин повысил Ермолаева до уровня министра столичного правительства. Молодой технократ возглавлял департамент до осени 2018 года, именно его команда создала масштабную систему сбора и анализа данных москвичей, которая впервые стала заметной во время эпидемии коронавируса.

С 2012 года из бюджета Москвы на эти цели было выделено около 500 миллиардов рублей (с учетом средств, которые будут потрачены в 2020 году), следует из отчетов мэрии по исполнению программы "Информационный город".

В качестве ориентира и ролевой модели был выбран Сингапур, вспоминает экс-сотрудник мэрии: в этом городе-государстве строилась система "умного города", которая была запущена в 2014 году. Она, например, включала в себя разветвленную сеть камер видеонаблюдения и установленные во все машины датчики, позволяющие оперативно собирать данные о пробках.

Власти Сингапура любили демонстрировать и другие чудеса новой системы. В 2013 году они показательно оштрафовали на 14 тысяч долларов человека, который выбрасывал окурки из окна квартиры: его выявили вездесущие камеры наблюдения, писал Wall Street Journal.

Уже в 2018 году Москва заняла первое место среди 40 городов мира с наиболее высоким уровнем развитием электронного правительства в рейтинге, который готовит ООН. Лидирует столица и в рейтинге "Цифровая Россия", выпускаемом в Сколково. Москва перевела в электронный вид почти 260 госуслуг и сервисов, ввела полностью дистанционную запись к врачу, запустила интеллектуальную транспортную систему управления трафиком, создала единый диспетчерский центр, в которой можно пожаловаться по любой проблеме - от протечки в квартире до запаркованной на газоне машины.

Город стал удобнее для его жителей, и это главный аргумент создателей "Умного города" в бесконечном споре с теми, кто полагает, что на самом деле в столице был построен аналог "Старшего брата" из антиутопии "1984".

Сколько Москва потратила на "Умный город"


Расходы бюджета Москвы по программе "Информационный (Умный) город", млрд рублей
Источник: отчеты департамента информационных технологий Москвы

Сейчас у московской мэрии есть около 170 разнообразных информационных систем. В общей картине люди - лишь часть огромного конгломерата данных, наряду с дорогами, автомобилями, зданиями, канализацией, торговыми палатками, детскими площадками и всем прочим, из чего состоит город. Мэрия наблюдает за всем сразу.

"Конкретный человек нас не интересовал, нам нужны были обобщенные данные по различным группам", - убеждает один из собеседников Би-би-си. Но в случае необходимости - например, в условиях эпидемии коронавируса - с помощью тех же самых систем можно следить и за любым конкретным человеком.

В официальных документах московские базы данных, системы управления и мониторинга проходят под непроизносимыми аббревиатурами вроде СППРиУИР, АМиПМ или КИАСОУММ.

Первая, например, автоматически мониторит СМИ и социальные сети в поисках упоминаний мэра и членов столичного правительства и занимается определением "медиа-рисков". Вторая - служит Собянину своеобразным личным Google Calendar, через который он может планировать свой график, переписываться с помощниками и даже проверять, прочитали ли его подчиненные последние публикации об их деятельности.

Что еще умеют системы московской мэрии? Что они знают о нас?

Массивы сотовых данных

Главные помощники столичной мэрии - операторы сотовой связи. "Сотовые операторы знают о нас гораздо больше, чем город, они видят все наши передвижения. Мы готовы выйти без кошелька и паспорта, но не готовы оставить дома телефон. Почему? Потому что с ним удобно", - говорит один из собеседников Би-би-си.

В одной из презентаций ДИТа к принятой в 2018 году стратегии Москвы "Умный город - 2030" есть показательная картинка. В центре расположены три голубых компьютерных сервера. Это - искусственный интеллект, он получает информацию из различных источников, анализирует ее и выдает готовые решения правительству и бизнесу.


Отрывок из презентации московской стратегии "Умный город - 2030"

Один из источников данных на картинке - спешащий куда-то мужчина в оранжевых штанах. Пока он беззаботно шагает по Москве, искусственный интеллект получает данные с его мобильного телефона, информацию о его местоположении и объединяет с информацией о потребленном им контенте и полученных услугах - от выдачи паспорта до похода к врачу.

Только ждать 2030 года не нужно - мэрия уже получает эту информацию о мужчинах и женщинах в штанах или юбках любого цвета.

Частично это обычная официальная информация, которой власти обладали и раньше, просто теперь она переведена в электронные базы данных. Данные о браках, разводах и детях хранятся в "едином информационно-телекоммуникационном пространстве" ЗАГС. Все обращения к врачам - в единой медицинской системе. В системе единого расчетного центра (ЕИРЦ), который отвечает за выставление коммунальных квитанций, есть данные о тех, кто зарегистрирован в квартире сейчас и о тех, кто давно выписался оттуда (так называемые "домовые книги").

Но теперь у мэрии есть и данные, которыми раньше она не обладала. Например, жители города массово живут не по месту официальной регистрации или вовсе без нее. Для получения достоверной информации о месте жительства и перемещениях жителей столицы мэрия с 2015 году закупает геоаналитические данные от сотовых операторов.

По сути, это информация о том, к каким базовым станциям подключались телефоны москвичей и с каким интервалом каждый телефон переходил от одной вышки к другой, поясняет топ-менеджер data-компании, сотрудничающей со столичным правительством. Эти данные позволяют узнать очень многое.

Например, по скорости переподключения абонента от одной вышки к другой понятно, идет он по улице пешком или едет на автомобиле, а по тому, к какой станции телефон чаще всего подключен в ночное время - где именно человек ночует, а значит, живет.

Поначалу сотовые компании не хотели делиться с правительством Москвы информацией о своих абонентах. "Проблема была в том, что нужно было покупать не у конкретного, а у всех операторов сразу. Каждый из них по отдельности боялся, что мы передадим конкурентам данные о количестве абонентов", - рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник мэрии.

"Операторов сильно уламывали, чтобы они делились", - подтверждает топ-менеджер data-компании, сотрудничавший с мэрией. В 2015 году компании из "большой четверки" сдались и предоставили чиновникам доступ к информации о передвижении граждан по Москве и Московской области. В обмен мэрия стала активно помогать им решать проблемы с собственниками зданий, которые не всегда хотели ставить на них новые вышки для повышения качества сигнала сотовой связи.

В Tele2 утверждают, что обезличенные сотовые данные - коммерческий продукт, и в компании впервые слышат об административной помощи со стороны мэрии. В МТС и "Вымплелкоме" (бренд "Билайн") не стали комментировать сотрудничество со столичным правительством, в "Мегафоне" не ответили на запрос Би-би-си.

Данные операторы передают мэрии не напрямую, а через посредника - например, через Аналитический центр при правительстве России, обращали внимание "Ведомости". В общей сложности с 2015 года на закупку геоаналитической информации из бюджета Москвы было выделено более 700 млн рублей (включая затраты 2020 года), следует из информации на сайте госзакупок. В конце марта последний контракт истек, новый пока не опубликован.

За эти деньги мэрия получает так называемые "обезличенные" отчеты о количестве абонентов, проживающих и работающих в разных районах города с разбивкой по секторам размером 500 на 500 метров, а также о том, куда они ходят и ездят каждый день.

Имея эту информацию, мэрия, к примеру, предупреждает жителей конкретного района о закрытии ближайших к ним станций метро. Такие сообщения от департамента транспорта столицы приходят не только тем, кто зарегистрирован в конкретном районе, но и тем, кто живет в нем без регистрации.

Геоаналитика используется и для расчета продовольственной обеспеченности районов: данные о реальных местах жительства людей накладываются на карту расположения торговых объектов, следует из отчета ДИТа за 2015 год. Кроме того, сотовые данные помогают понять, сколько людей на лето уезжают жить на свои подмосковные дачи или оценить туристический поток из других регионов России и зарубежных стран (в случае использования роуминга), следует из госконтрактов.

В мэрию отчеты поступают в обезличенном и агрегированном виде - не по каждому отдельному человеку, а сразу по большим группами людей, говорит топ-менеджер data-компании, работавшей со столичным правительством. Идентифицировать кого бы то ни было в этих обобщенных группах невозможно, уверяют в Tele2.

Данные о людях можно сегментировать по различным критериям - например, выделить абонентов определенного возраста. Благодаря этому, например, мэрия может видеть, сколько пенсионеров на самом деле соблюдает рекомендованный им режим самоизоляции. "По данным геотаргетинга мобильных телефонов, две трети пожилых абонентов (65+) ведут себя ответственно и не выходят из дома", - похвалил их Сергей Собянин 28 марта в своем блоге.

Правда, в условиях эпидемии мэрия следит и за отдельными людьми - например, отправляя сообщения о необходимости самоизоляции пассажирам конкретного рейса. Эта форма контроля производится по другому регламенту и не в рамках контракта на покупку обезличенных агрегированных данных, говорит бывший сотрудник мэрии. Кроме того, в этом случае мэрия уже действует в связке с полицией, у которой больше полномочий такого рода, добавляет действующий сотрудник городского правительства.

"Это ЧСная ситуация [чрезвычайная], в рамках нее правительство обязывает операторов делать определенные действия. Например, по запросам МЧС они могут отправить жителям конкретного района предупреждение о шторме. По такому же принципу можно действовать, если есть необходимость мониторить определенных людей", - говорит он.

Все эти инструкции и регламенты - непубличные, говорит руководитель юридической практики общественной организации "РосКомСвобода" Саркис Дарбинян. "Мы пытались их достать, но нам их не показывают", - говорит он.

В начале апреля министерство цифрового развития утвердило порядок слежки за носителями коронавируса на основании данных геолокации сотовых телефонов, отчасти легализовав тем самым практику, которая сложилась в столице в течение последних нескольких лет.

В особых случаях сотовые операторы и раньше передавали властям данные о местонахождении отдельных людей, вне режима чрезвычайной ситуации и без привлечения полиции. С 2018 года действует правило: когда житель Москвы вызывает "скорую" с мобильного телефона, в систему обработки вызовов городской станции скорой помощи поступает информация с точными координатами его местоположения - правда, пока человек все равно должен назвать свой адрес оператору скорой.

В годовом отчете ДИТа эта инициатива обоснована предельно гуманистически: так система может строить оптимальный маршрут для автомобиля скорой помощи.

Поездки как на ладони

Информация с сотовых вышек - не единственное "сырье", которое московская мэрия получает от сторонних поставщиков данных.

Читать полностью...

Источник



https://rvs.livejournal.com/3215020.html





Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments